Navigation bar
  Print document Start Previous page
 601 of 1766 
Next page End  

критерия Стьюдента, проводится двухступенчатый анализ. Сначала, по данным каждого включенного в
обзор исслед. определяется стандартизованная масштабно-инвариантная оценка предполагаемого
эффекта. Так, напр., если проводится обзор 7 опубликованных исслед., стандартизованная оценка
величины эффекта вычисляется для каждого из различных наборов групп, содержащихся в этих исслед.
Эти наборы сопоставляемых групп чаще всего отображают ситуации типа «контроль/эксперимент» или
«предварительное/итоговое тестирование». Для вычисления стандартизованной оценки величины
эффекта (d) в каждом исслед. используется следующая формула:
SD
x2
x
d
|
|
1
.
В этом выражении абсолютная разность между средними величинами, приводимыми при
каждом сопоставлении групп, делится на стандартное (среднее квадратическое) отклонение (SD).
Используемое здесь SD — это стандартное отклонение, вычисленное либо по данным контрольной
группы или предварительного тестирования, либо по данным объединенной выборки (или «генеральной
совокупности»). После определения этих стандартизованных разностей между групповыми средними
(d), каждой величине d придается положительное или отрицательное значение, в зависимости от
дифференциального эффекта, зарегистрированного внутри этих двух типов групп. Если, как и
предполагалось в гипотезе, величина группового среднего больше в экспериментальной группе или в
итоговом тестировании, чем в контрольной группе или в предварительном тестировании, то
соответствующая величина d для данного исслед. получает знак плюс. Если же наблюдается обратное,
противоречащее исходной гипотезе, соотношение групповых средних, то соответствующая величина d
получает знак минус. Когда все знаки определены, можно вычислить общую итоговую меру величины
эффекта для объединяемых из разных исслед. данных. Эта вычислительная процедура представлена
выражением
n
d
d
средн.
,
согласно к-рому сумма положительных и отрицательных значений d для каждого включенного в
обзор исслед. делится на число исслед. (п). Эта итоговая статистика (среднее d)
и будет отображать
величину эффекта между двумя состояниями групп, измеренного в единицах стандартного отклонения.
Заключение
Решающим условием расширения сферы использования метааналитических методов является
доступность необходимой информ. о статистических критериях, используемых в обозреваемых исслед.
Без сообщения в публикациях точных значений критериальных статистик (например, р, t, Z, d или r) и
др. необходимой информ., перспективы применения М. будут весьма ограниченными. С увеличением
доступности такой информ. будет продолжаться реальное расширение метааналитических исслед. и
совершенствование его методологии.
По мере развития самого М. ряд проблем, считавшихся ранее препятствиями на пути
использования его методов, привлек внимание исследователей. В результате были выявлены некоторые
вызывающие сомнение аспекты М. и предприняты попытки (нужно сказать, успешные) найти решения
этих проблем. В частности, М. справился с такими проблемами, как учет посредствующего воздействия
др. переменных и применение в исслед. непараметрических методов. В настоящее время М.
представляет собой динамическую, многоаспектную систему методов, позволяющую теоретически и
методологически убедительным способом объединять в одно целое данные разных научных исслед.
Будущее М., по-видимому, зависит не столько от разрешения технических проблем, сколько от
продвижения в понимании концептуальной базы М.
См. также Теория алгоритмически-эвристических процессов, Критерий хи-квадрат,
Корреляционные методы, Теория обработки информации, Проверка нулевой гипотезы, Моделирование
структурными уравнениями, Анализ временных рядов
Д. Никинович
Метапсихология (metapsychology)
В буквальном смысле слова термин М. означает то, что находится «за» психологией или
«позади» нее, так же как термин «метафизика» означает то, что находится «за» физикой или «позади»
нее. Эти два значения связаны между собой, но не идентичны. То, что находится «за» психологией,
обычно относится к сфере систематизации или теорет. рассмотрения вопросов и проблем, к-рые, строго
говоря, не принадлежат к области психологии, но релевантны ей. Обычно это проблемы и вопросы
Hosted by uCoz