Navigation bar
  Print document Start Previous page
 606 of 1766 
Next page End  

- Тестовый материал. Был разработан новый набор чернильных пятен, в результате чего их
общее количество увеличилось до 45 по сравнению с 10 у Роршаха. Сконструирован тж параллельный
набор. Эти параллельные формы дают высокий коэффициент надежности эквивалентных форм.
- Процедура. Задача тестируемого радикально изменилась. Тестируемый ограничен
единственным ответом на каждое пятно.
- Система количественных показателей. Ответы оцениваются по двадцати двум переменным,
а взвешенная система подсчета количественных показателей дает один числовой показатель для каждой
их этих переменных.
- Интерпретация. Хольцман и его коллеги представили обширные данные корреляционного и
факторного анализа переменных HIT,
а тж данные о корреляциях этих переменных с личностными
опросниками.
Результаты исслед. свидетельствуют о том, что показатель движения измеряет способность к
воображению и идеаторную зрелость, и что HIT дифференцирует такие диагностические категории, как
шизофрения и депрессия. Гэмбл представил сводку данных в следующих областях: влияние
экзаменатора и установки тестируемого; возрастные изменения; кросс-культурные исслед.; и связь
показателей HIT с когнитивными процессами, агрессией, образом тела и диагностическими
категориями.
Хольцман практически не проявлял интереса к концептуальной валидности HIT. Его исслед.
фокусировались преим. на связях отдельных переменных чернильных пятен с личностными чертами
или диагностическими категориями. Осн. цель клинического использования методики чернильных
пятен, а именно описание личности конкретного человека, оказалась утраченной.
См. также Проективные методики, Методика Роршаха
Э. М. Сиипола
Методики психотерапии (psychotherapy techniques)
Ниже приводятся конкретные примеры методик, используемых психотерапевтами для изменения
поведения, когниций и эмоционального состояния клиентов.
Разговор — фокусирование на интеллекте
Свободные ассоциации. Психотерапевт в свободной от оценочных суждений атмосфере
выслушивает сообщения клиента о его психич. образах в том порядке, в каком он предпочитает
высказываться. Интерпретации используются позднее. Клиенту предлагается отреагировать словами на
слова, подобранные и предъявляемые в определенной последовательности психотерапевтом; реакции
варьируют от отдельных слов до кратких предложений. Интерпретируется как содержание ответа, так и
возможные задержки при ответе.
Анализ сновидений. Оставшийся в памяти сюжет сновидения представляет собой его явное
содержание; интерпретация осн. на скрытом содержании, выражающем желание. Поскольку желания
часто связаны с психотравмирующими событиями прошлого, индивидуум пытается маскировать
истинное значение сна и тем самым минимизировать душевную боль.
Скрытое значение сновидений м. б. рекомендацией внутреннего Я сознательной личности. Мн.
сновидения завершаются решением актуальной проблемы.
Недирективное интервью. Клиенту предлагается высказываться при минимальном
направлении в беседе со стороны психотерапевта. Психотерапевт ограничивает свои комментарии
повтором или перефразированием высказываний клиента и описанием выраженных им эмоций.
Клиенту предлагается скорректировать или подтвердить правильность понимания его психотерапевтом.
Воображение. При проведении эйдетической психотер. клиенту предлагается вообразить
унижение при неудаче, а затем чувство гордости в связи с успехом. Требуется детальное описание
эмоций в первом, и во втором случаях. Скрытым посланием клиенту является то, что он контролирует
ситуацию и может делать выбор в пользу чувства успеха или чувства неудачи.
Директивное интервью. Клиенту предлагается ответить на фиксированную последовательность
вопросов или заполнить стандартизованный опросник.
Анализ видеозаписей поведения. Клиенту предлагается интерпретировать показанный ему
материал в соответствии с заранее оговоренными измерениями. Обычно для просмотра предъявляются
записи сегментов поведения самого клиента. Один из вариантов — непосредственная конфронтация
клиента с только что зафиксированным эпизодом его поведения. Видеокамеры установлены в
помещении для занятий, психотерапевт дистанционно управляет съемкой, выбирая ракурсы по своему
Hosted by uCoz