Navigation bar
  Print document Start Previous page
 608 of 1766 
Next page End  

время он должен как можно полнее принять альтернативную роль. В конце этого срока альтернативная
роль оставляется клиентом, после чего, однако, он вероятно что-то изменит в своей подлинной роли.
Воображение. Клиент входит в состояние мышечного расслабления с закрытыми глазами, а
затем представляет себе сцену, заданную психотерапевтом. При применении систематической
десенсибилизации воображаемые сцены градуированы по степени возрастания интенсивности
вызывающего тревогу раздражителя. Это резко отличается от метода имплозивной терапии Штампфля,
при к-ром в качестве раздражителей используются только наиболее тревожащие сцены.
Последствия. При использовании метода скрытого обусловливания клиента просят представить
себе положительные, отрицательные и нейтральные последствия специфических поведенческих актов.
Групповая терапия. Группа используется как обстановка для репетиции поведения клиента,
выполняемого в его обычном повседневном окружении. Клиента тж успокаивает то, что, по его
наблюдениям, страхи бывают и у др. людей. В большинстве случаев группы имеют относительно
гомогенный состав: примерно одинаковый уровень ранимости, общая проблема или лица естественного
окружения.
Психодрама. Эта процедура широко использует театральные приемы. Клиент изображает
самого себя; др. участники двигаются, действуют и ведут себя, подыгрывая ему в зависимости от
поставленной задачи.
Активное поведение
Моделирование. Адекватное поведение демонстрируется в живом виде или на видеопленке
психотерапевтом или др. лицами.
Целью является отработка специфических навыков, напр., спросить кого-либо о времени или
пройти собеседование при трудоустройстве.
Игровая терапия. Клиенту, чаще всего ребенку, предоставляется неск. челов. фигурок и др.
объектов, иногда в ящике с песком. Психотерапевт задает вопросы о персонажах и событиях в игре.
Физическая активность. Процедура включает массаж, бег трусцой, осознание движений и физ.
нападение с безопасными (надувными резиновыми) дубинками.
Арт-терапия. В процедуре используется рисование и др. творческие упражнения. Для лиц,
имеющих трудности коммуникации, часто предоставляется возможность рисовать настенные фрески
вместе с др. участниками.
Негативная практика. При выполнении этого технического приема клиенту предлагается
повторно воспроизводить дезадаптивное поведение или размышление вплоть до наступления состояния
утомления.
Факторы окружающей обстановки
Перенесение. Клиент обращается к терапевту с доверием и уверенностью в его возможностях,
охотно выполняет сделанные им рекомендации.
Социальная роль. Терапевт должен быть внимательным, чтобы избегать заведенных в об-ве
условностей — делать и принимать подарки, менять количество сеансов терапии и вообще вступать в
личные отношения с клиентом «после сеанса».
Триадное консультирование. Сеансы проводятся консультантом с участием др. специалистов,
выступающих в роли антиконсультанта, «адвоката дьявола».
Непрямой контакт с клиентами
Тренинг, проводимый родителями или непрофессионалами. Вмешательства планируются
профессионалами, но выполняются др. лицами из естественного окружения клиента.
Библиотерапия. Удовлетворительный эффект достигается как при работе с профессионалами,
так и в порядке самопомощи.
Профилактика. Терапевт консультирует непрофессионалов и представителей парамедицинских
профессий при разраб. программ профилактических вмешательств, выполняемых до превращения
затруднений клиентов в серьезные страдания.
См. также Поведенческая терапия: проблемы и вопросы, Когнитивные терапии, Психотерапия
Ч. С. Пейзер
Методология (научных) исследований (research methodology)
Методология планирования исслед. в психологии вытекает из принципов методологии исслед. в
естественных науках, сформулированных Джоном Стюартом Миллем в методе различия. Он гласит,
если за А всегда следует а, и за не-А всегда следует не-а, тогда А определенно является причиной а. В
Hosted by uCoz