Navigation bar
  Print document Start Previous page
 609 of 1766 
Next page End  

психологии этот базовый принцип дополняется целым рядом специфических соображений.
Большинство психол. переменных яв-ся абстрактными и зачастую не имеют непосредственных
референтов в биолог. или физ. мире. Сам акт наблюдения или измерения психол. переменных может
вызывать реакции или изменение испытуемых. В дополнение к этому, активное включение или
исключение испытуемых из состава «выгодной» или «невыгодной» группы в отношении получения или
не получения ими некоторого психол. воздействия или условия может послужить причиной того, что
эти испытуемые будут отличаться от людей в повседневном мире. Рассмотрением методов научного
познания занимается в психологии область М. н. и.
В качестве отправной точки для понимания проблем М. н. и. в психологии рассмотрим одну
аксиому и три базовых факта. Общая аксиома науки состоит в том, что не существует знания без
сравнения. Для того чтобы убедиться в истинности этого утверждения, достаточно обратиться к методу
различия Милля. Из него видно, что сравнение является основой для понимания наблюдений в условиях
А и не-А. Для более полного понимания явления необходимы сравнения между парами нескольких
различных условий.
Первый факт связан с тем, что измерение в психологии, как правило, оказывается довольно
неточным и, на самом деле, никогда не сможет достичь той степени точности, к-рой характеризуются
большинство традиционных измерений переменных в физ. и биолог. областях.
Второй факт относится к существованию в психологии довольно большого числа относительно
независимых переменных, по-видимому, порядка 400 или более. Некоторые психологи полагают, что
таковых существует гораздо больше; другие указывают значительно меньшее число переменных. Тем
не менее, попытка удерживать контроль или вести наблюдение даже за таким небольшим числом, как
200 психол. переменных, ставит перед М. н. и. иные проблемы, нежели действительно небольшое число
базовых переменных в физике (время, пространство, масса, заряд и т. п.).
Третий факт состоит в том, что исследуемые стороны челов. поведения изменяются со временем:
одни не столь сильно (напр., интеллект), тогда как другие, по определению, являются чрезвычайно
непостоянными и преходящими (напр., настроение).
Целью психологии является обнаружение новых психол. переменных и демонстрация
взаимосвязи этих новых переменных с ранее установленными переменными и, конечно же, новых
взаимосвязей между уже известными переменными. Определение психол. переменной состоит в том,
что она является понятийной категорией в области психологии.
Именно в этом контексте обнаруживается важность М. н. и. В науке, определение факта есть
описание связи между двумя переменными. Однако для понимания значения фактов исследователи
должны располагать контекстом компаративных связей, в к-ром только и можно оценить научную
значимость полученных ими данных. Именно набор компаративных связей, или контекст наблюдений,
придает более полный смысл описанию связи между переменными. Такого рода контекст
компаративных связей (отношений) и составляет область методологии и планирования научного
исследования.
Поскольку целью большинства наук является понимание того, почему и как возникают связи и
отношения, это предполагает в конечном сч¸те необходимость определения силы, состава и причинного
характера (общая причина, взаимодействие, или взаимная обусловленность) этих связей и отношений.
Это качество, заключающееся в возможности вывести причинную связь, называется внутренней
валидностью плана исследования. Наконец, должно быть показано, что эти исследуемые связи и
причинно-следственные утверждения могут быть обобщены или распространены на «реальный» мир за
пределами психол. лаборатории или частично контролируемого окружения научного исслед.
Возможность таких обобщений называют внешней валидностью плана исследования.
Планы экспериментального исследования в сравнении с планами пассивного
обсервационного исследования
Планы исслед. в психологии можно разделить на два широких класса: планы
экспериментального исслед. и планы пассивного обсервационного исслед. Планы первого типа
предполагают систематическое введение (или исключение) воздействующих на испытуемых
переменных либо самим экспериментатором, либо естественно формирующимися условиями в
обществе. Затем по интересующим переменным осуществляются сравнения между группами
испытуемых, к-рые подвергались и не подвергались воздействию этих переменных или условий. Планы
второго типа предполагают, что исследователь просто наблюдает испытуемых в разнообразных
естественных условиях и регистрирует показатели (или статус) каждого испытуемого по ряду
переменных. Впоследствии устанавливается взаимосвязь между этими показателями и состояниями
Hosted by uCoz