Navigation bar
  Print document Start Previous page
 613 of 1766 
Next page End  

неточностями при интерпретации причинно-следственных связей между изучаемыми переменными.
Некоторые из этих угроз уже упоминались, в частности, при описании квазиэкспериментов. Выражение
регрессия к среднему показателю используется для описания эффекта неточного измерения текущего и
будущих наблюдений, и она представляет собой серьезную угрозу для внутренней валидности плана
психол. исслед.
Другой угрозой является естественное развитие, поскольку испытуемые подвержены
естественным процессам созревания и развития с течением времени независимо от манипуляций, к-рые
совершает над ними исследователь. Эта последняя гипотеза, в частности, объясняет необходимость
использования в исслед. контрольных групп, позволяющих осуществлять сравнения с естественно
развивающимися испытуемыми.
Еще одной угрозой является отсев. Систематическое сокращение количественного состава групп
вследствие выбывания, неявок, переезда людей в другой город, незаполненных критериальных
опросников, и т. д. может делать менее заметной в результатах исслед. роль тех оставшихся участников,
к-рые оказываются в меньшей степени подвержены эксперим. воздействию. А ведь чем более заметны
улучшения по критерию, тем лучше выглядит эффективность самого изучаемого воздействия.
Угроза отбора возникает на этапе формирования исслед. состава групп участников.
Систематический отбор или пассивный отбор (собственное желание) участников для изучаемого
воздействия или условия может приводить к возникновению различий среди некоторых групп перед
началом исслед. Эти группы будут по-прежнему отличаться от других и после реализации воздействия
даже когда они сами не подвергались воздействию. Поэтому, для достижения высокой внутренней
валидности (причинно-следственных) утверждений в отношении взаимосвязей переменных,
необходима формулировка и проверка альтернативной гипотезы о том, какими могли бы быть эти
эффекты в отсутствие такого воздействия или условия.
Фон относится к тем изменениям контекста проводящегося исслед., к-рые могут смешиваться с
самими изучаемыми воздействиями. Подобное смешение делает невозможным отнесение изменений в
испытуемых на счет исследуемого воздействия или внешних изменений.
Инструментальная погрешность яв-ся угрозой внутренней валидности, почти исключительно
присущей психологии, поскольку она возникает в результате происходящих со временем изменений
стандартов наблюдателя или условий наблюдения. Эти изменения вызывают различия в оценках.
Проблема состоит в том, что подобные расхождения в стандартах измерения могут приводить к
ошибочным оценкам тех изменений, к-рые являются следствием изучаемых воздействий.
Эффект тестирования яв-ся примером другой, почти исключительно присущей психологии,
угрозы внутренней валидности. Она связана с эффектом улучшения показателей испытуемых просто в
результате предыдущего прохождения теста.
Нестабильность, как было указано выше, вытекает из попыток интерпретировать происходящие
непосредственно после эксперим. воздействия или спустя к.-л. время естественные изменения
испытуемых и измерений.
Существуют также четыре аффективных угрозы внутренней валидности: подражание,
компенсаторное соперничество, компенсаторное уравнивание, и деморализация. Они тж присущи
исключительно психол. науке, поскольку возникают в результате эмоциональных изменений у
испытуемых и проводящего измерения персонала как формы адаптации к тому факту, что они не
попали в число «избранных» участников исслед., получающих и осуществляющих эксперим.
воздействие.
Внешняя валидность и метаанализ
Наконец, существует понятие внешней валидности — суммы характеристик исслед., к-рая
позволяет осуществлять обобщение или распространение получаемых в исслед. (как результат высокой
внутренней валидности) причинно-следственных утверждений на сходные категории людей,
воздействий и критериев за пределами данного исслед.
Метаанализ. Внешняя валидность результатов исслед. существенно усиливается, когда
объединяется и обобщается целый ряд исслед. одной и той же воздействующей переменной. Такая
процедура называется метаанализом.
В метаанализе определяются величина эффекта, оказываемого
эксперим. воздействием и основными условиями исслед. на критериальные переменные. Последние
выбираются в зависимости от теоретических интересов проводящего метаанализ исследователя. Т. о.,
если основной анализ предполагает сравнение связей всех пар переменных, то набор интересующих
метааналитика связей является набором из переменных-условий и критериальных переменных, к-рый
позволяет судить о величине эффекта изучаемого воздействия на эти критериальные переменные.
Hosted by uCoz