Navigation bar
  Print document Start Previous page
 621 of 1766 
Next page End  

См. также Подходы к учению
Д. Р. Эванс
Минимальная мозговая дисфункция (вмешательство) (minimal brain dysfunction
(intervention))
Лонгитюдные и катамнестические исследования молодых взрослых, у которых в детстве была
диагностирована ММД (недостаточная обучаемость или дислексия), свидетельствуют о том, что, хотя
некоторые из ранних проявлений нейрофизиологического дефицита могут исчезнуть, адаптационные и
психологические проблемы сохраняются и по выходе из детского возраста. Эти люди часто
демонстрируют незрелость эго, чувство несостоятельности и плохие трудовые, учебные и социальные
навыки. Они окружены мириадами негативных Я-образов (self-images), отражающих как прошлые, так и
настоящие социальные и психологические реалии их жизни. Часто они страдают сформированными
(crystallized) расстройствами личности, отражающими их попытки справиться с трудностями обучения
и развития, фрустрациями и чувством отчаяния. Эти расстройства личности и негативный Я-образ
создают препятствия на пути установления хороших отношений с окружающими, формирования
надежных профессиональных навыков и умения справляться с повышенной производственной
нагрузкой. Проблемы, с которыми сталкиваются эти молодые люди, многомерны, значительны и
оказывают взаимно потенцирующий эффект. Как таковые, они требуют многомерных и новаторских
вмешательств. Необходимость раннего выявления и своевременного начала терапии является
решающим фактором.
Хорошо известно, что чувство Я должно отражать умственный образ физического тела, позу,
контроль движений, остроту ощущений, навыки и т. д. Развитие личности ребенка с физическими
дефектами будет с самого начала отражать его усилия, направленные на то, чтобы справиться с
нейрофизиологическими нарушениями в процессе созревания. Реакцией на неспособность ребенка
соответствовать повышающимся требованиям к своей продуктивности и своему поведению со стороны
родителей и несемейного окружения будет появление фрустрации и тревоги. Дети, страдающие
нарушением метаболизма, задержкой роста и созревания, могут иметь атипичную внешность. Эти
дефекты отражаются на психологическом ощущении ребенком себя (его чувстве Я), реалистически
усиливая болезненное чувство своей инакости и способствуя формированию последующей личностной
проблематики.
В дальнейшем, в попытках совладать со страхом неудачи или избежать связанной с ней тревоги,
ребенок развивает мощные защитные механизмы, обрекая себя на неуспех в большинстве жизненных
ситуаций. У некоторых детей складываются паттерны импульсивного поведения с примечательной
способностью избегать ситуаций, в которых может проявиться их несостоятельность и возникнуть
чувство тревоги. У других развиваются мощные защитные формы избегания, способствующие
отсеканию связанных с обучением или общением трудных ситуаций, в которых эти дети чувствуют
себя обреченными на провал. Еще один частый паттерн характеризуется развитием обсессивно-
компульсивных форм защитного поведения, с помощью которого дети пытаются навести порядок в
окружающем их калейдоскопе впечатлений и в собственном поведении. Возникающая в результате
ригидность может частично отражать органические персеверации или необходимые механизмы
совладания, а не поведенческое проявление динамически фундированной компульсивности. У
подростков или взрослых эти варианты склада личности или характера, если не происходит улучшения,
становятся матрицей для штамповки обреченного на провал поведения, подкрепляющего чувство
фрустрации и отчаяния индивидуума.
Одними только нейрофизиологическими изменениями и дефицитами невозможно объяснить
психологические трудности ребенка. Реакции родителей по отношению к их атипичному ребенку
являются важным фактором последующего развития его личности. На чувстве Я ребенка отражается
недоумение, разочарование и боль родителя, а также страх за ребенка и озабоченность его дальнейшей
судьбой. Поэтому работа не только с ребенком, но и с его семьей представляется крайне необходимой,
причем работа с родителями может стать главной целью.
Специалист, работающий с родителями и ребенком, должен ориентироваться на долгосрочные
отношения, поскольку семья и ребенок будут нуждаться в многочисленных (пусть не слишком
продолжительных) встречах со специалистом в течение длительного периода времени, возможно,
вплоть до наступления взрослого возраста ребенка. Необходимость этого диктуется теми
затруднениями, с которыми дети с ММД сталкиваются на каждом этапе развития, и потребностью в
Hosted by uCoz