Navigation bar
  Print document Start Previous page
 622 of 1766 
Next page End  

тщательном планировании. Специалист должен также обеспечить родителям и ребенку доступ к сети
социальной поддержки, которая могла бы быть использована семьей.
Подростки с ММД или с проявлениями этого синдрома в анамнезе, могут демонстрировать более
выраженную неорганизованность поведения по сравнению со здоровыми подростками. Поэтому они
менее готовы к тому, чтобы справляться с обычными для данного этапа развития задачами — растущей
независимостью от родителей, включением в социальные/сексуальные отношения со сверстниками и
планированием будущей жизни. Эти подростки более уязвимы к эмоциональным нарушениям и
злоупотреблению психоактивными веществами. Они могут прибегать к наркотикам для контроля своей
гиперактивности, а к алкоголю — для снижения остроты депрессивных реакций; марихуана может быть
их транквилизатором выбора.
Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и
психологическая незрелость и социальная изоляция.
Родители также должны, в еще большей степени, привлекаться к содействию подростку в
реалистическом планировании получения полного среднего, или, при наличии показаний, среднего
специального образования, а также трудоустройства. Завершение образования может у некоторых
подростков потребовать более длительного периода времени, чем обычно у здоровых лиц, из-за
накопившихся вследствие недостаточной обучаемости проблем. В дальнейшем для многих из них
может сохраняться необходимость получения специализированной психопедагогической помощи и
поддержки других вспомогательных служб.
Работа с взрослыми, в анамнезе которых отмечена ММД, также сопряжена со значительными
трудностями. Лица, обращающиеся за помощью, продолжают борьбу со своими дефектами, оказавшись
пленниками своей инвалидности, сочетанной с паттернами обреченного на провал поведения. Многие
из этих молодых людей страдают сформированными (crystallized)
расстройствами личности и легкой
хронической депрессией, а также могут обнаруживать пограничные и более серьезные
симптоматические проявления.
Молодые взрослые, так же как и подростки, страдают от одиночества и отчаяния и также
нуждаются в помощи групп поддержки сверстников с аналогичными проблемами.
См. также Головной мозг, Консультирование, Минимальная мозговая дисфункция (диагноз)
Р. Окроч
Минимальная мозговая дисфункция (диагноз) (minimal brain dysfunction (diagnosis))
Синдром ММД был впервые определен С. Клементсом, описавшим большую группу детей с
выраженными нарушениями поведения и школьных навыков, для к-рых обычные методы
вмешательства оказывались неэффективными. Катамнестические исслед. показывают, что этот синдром
не ограничивается детством. Такие дефициты, как компенсаторная личностная проблематика и
недостаточная обучаемость, сохраняются на протяжении отрочества-юности и взрослости.
Клементе определил состав синдрома ММД следующим образом: близкий к среднему или выше
среднего уровень общего интеллекта, к-рому сопутствуют определенные виды недостаточной
специфической обучаемости или поведенческих аномалий от легкой до тяжелой степени выраженности
в сочетании с отклонениями функции ЦНС. Эти отклонения могут проявляться различными
комбинациями снижений в области восприятия (зрительного и слухового), формирования понятий,
речевых навыков, памяти, контроля внимания, импульсов, подвижности и отдельных движений.
Клементе придерживается той т. зр., что определенные категории девиантного поведения, возрастной
дискразии, недостаточной специфической обучаемости и отклонений от нормы зрительно-моторных
функций должны считаться валидными признаками нарушенного функционирования мозга.
Связанные с синдромом ММД симптомы в настоящее время включают тж искаженный образ
тела, общая задержку созревания, нарушения кинестетической интеграции, гипо- и гиперактивность,
дисграфию или аграфию, дискалькулию, затрудненность речи и общения, когнитивные затруднения, а
тж реактивные соц., аффективные и личностные нарушения.
В разные годы этот синдром называли по-разному: гиперкинетический синдром, детский
гиперактивный синдром, минимальное повреждение или дисфункция мозга, минимальная или легкая
церебральная дисфункция, хронический мозговой или органический синдром. Его тж обозначали в
соответствии со специфическим представительством симптомов как задержку развития, перцептивный
и неврологический дефицит, дислексию, затрудненность научения, специфические затруднения
научения или развития и т. д. В эту классиф. попадают одновременно гиперкинетический синдром и
Hosted by uCoz