Navigation bar
  Print document Start Previous page
 623 of 1766 
Next page End  

синдром ММД. Затрудненность научения, связываемая обычно с этим синдромом, раскрывается в
рамках категории специфических расстройств развития, включающих расстройства чтения, счета и/или
речи. Дункан высказывал убедительные возражения против такого подхода.
Идея о том, что эти симптомы составляют неврологический или психоневрологический синдром
либо диагностическую категорию, встречает известное сопротивление. Двумя осн. симптомами
являются недостаточная специфическая или общая обучаемость (specific or generalized learning
disabilities) и гиперактивность.
Оценки распространенности данного нарушения различны в зависимости от ориентировки на
весь синдром в целом, или на отдельные его симптоматические компоненты. Дети, у к-рых выявляется
весь синдром и/или отдельные комплексы симптомов, составляют от 3 до 45% популяции школьного
возраста; соотношение мальчиков к девочкам равно 6—10:1.
Гипотезы относительно этиологии фокусируются на генетической предрасположенности и
семейном происхождении, недостаточности питания, воздействии токсических веществ (включ.
лекарственные) и пренатальной патологии матери, перинатальном стрессе и заболеваниях раннего
детского возраста. Дети из малообеспеченных слоев населения более подвержены действию патогенных
факторов окружения и более уязвимы к возникновению расстройства. Хотя отставание по этапам
развития обычно присутствует с очень раннего возраста, расстройство обычно становится очевидным,
когда ребенок идет в школу.
Среди авторов имеются расхождения относительно важности наличия поврежденного
нейрофизиологического субстрата. Воспитатели и педагоги имеют тенденцию игнорировать или
преуменьшать значение того факта, что нарушения поведения и затрудненность научения являются
симптомами расстройств функционирования ЦНС. Психологи, психиатры и детские невропатологи
стремятся акцентировать общий неврологический подход к развитию. В качестве неврологического
субстрата недостаточной обучаемости они указывают на «мягкие неврологические признаки»,
нарушения центральных механизмов когнитивных и перцептивных процессов и др. органические
факторы — атипичную ритмику на ЭЭГ и вестибулярные дисфункции.
Разраб. и широкое использование приборов высокочувствительного неинвазивного электронного
сканирования и совершенствование методик электроэнцефалографии позволило получить
доказательства того, что в возникновении синдрома большую роль играют нейрофизиологические и
нейропсихологические факторы. Это нашло дальнейшее подтверждение в новейших исслед. химии,
метаболизма и физиологии мозга.
Изучение детей с широким спектром определенных ранее симптомов ММД указывает на
наличие ряда дополнительных нарушений — аллергических реакций, нарушений общего обмена, физ.
роста, психол. созревания и соц. развития. Эти данные свидетельствуют о том, что церебральные
дисфункции могут отражать нек-рые системные расстройства, влияющие на функции как вегетативной,
так и центральной НС. У ребенка при этом могут возникать отклонения в общем функционировании
организма, а тж дефициты зрительного и слухового восприятия, речевые и когнитивные нарушения,
обусловливающие различные виды недостаточной обучаемости.
Личностные, соц. и эмоциональные проблемы часто сопутствуют синдрому. Мн. из этих детей
имеют предрасположенность к повышению базисного фона тревоги с реакцией чрезмерной
«пугливости» и повышенного реагирования как на физиолог., так и на психол. нагрузки с очень
тяжелыми паническими приступами, к-рые обозначаются как «катастрофические реакции». Дети с
синдромом ММД часто отличаются импульсивностью и незрелостью, либо ригидностью и
перфекционизмом.
Исходное предположение о глубинном неврологическом расстройстве с широким спектром
взаимосвязанных симптомов (symptom formations)
в противоположность изолированным кластерам
симптомов — и с реактивными психол. и копинговыми проблемами, делает необходимым
использование междисциплинарной бригады как для постановки диагноза, так и для терапевтического
вмешательства.
Не существует какой-то стандартной тестовой батареи. Используемые тесты должны быть
разнообразными, определяться возрастом ребенка, значимостью методик для имеющихся проблем,
наличием тестов, индивидуальными предпочтениями психолога и временем, отведенным на
обследование. Данные совр. исслед. свидетельствуют о том, что попытки сужения тестового репертуара
не приводят к получению специфических профилей, к-рые позволили бы идентифицировать лиц с
недостаточной обучаемостью, поскольку их популяция слишком неоднородна.
Синдром ММД проявляется в разнообразных поведенческих, функциональных и учеб.
Hosted by uCoz