Navigation bar
  Print document Start Previous page
 624 of 1766 
Next page End  

затруднениях. Поэтому используемые диагностические инструменты должны проверять каждую осн.
операциональную область для получения полной картины. Должны быть даны оценки координации
грубой и мелкой моторики, контроля подвижности, зрительно-моторного функционирования, графо-
моторных навыков, осознанности образа тела, функций слуха, речевой моторики, обработки вербальной
информ., когнитивного функционирования, личности и уровня учеб. навыков.
При постановке диагноза важно дифференцировать: а) случаи с проявлением гиперактивности
при хорошей координации моторики (как грубой, так и мелкой), адекватном уровне интеллекта и
адекватном состоянии учеб. и соц. навыков; б) случаи со специфическим изолированным дефицитом
(зрительным, слуховым, двигательным или речевым) при адекватном уровне интеллекта, учеб. и соц.
навыков и в) случаи с нарушениями в широком спектре описанной выше симптоматики. Эта последняя
категория может быть диагностирована как случай собственно ММД. Психол. последствия и прогноз
более благоприятны для первых двух категорий.
Такие дети обычно нуждаются в неск. лечебных подходах; существенной является
своевременность начала терапии. Вмешательства включают фармакотерапию, специальную диету,
оптометрическую коррекцию, двигательную терапию, работу со специалистом по коррекции
недостаточной обучаемости, индивидуальную, групповую и семейную терапию.
На настоящий момент результаты осн. лечебных подходов — лекарственной терапии и
психопедагогических приемов — не являются слишком обнадеживающими. Есть необходимость в
более интенсивной коммуникации и интеграции между отдельными дисциплинами и внутри них, а тж
более широкого использования бригадного подхода.
Исслед. эффективности психостимуляторов указывают на то, что, хотя проявления
гиперактивности могут быть снижены, этого оказывается недостаточно для достижения желательного
уровня учеб. компетентности или устранения поведенческих расстройств. Кроме того, возникают
вопросы о проблемах роста ребенка, его негативных реакциях на необходимость приема лекарств и о
возможности последующих злоупотреблений психоактивными веществами.
Недостаточная эффективность программ специального обучения указывает на необходимость
поиска иных лечебных подходов. Прием интеграции пациентов в среду здорового населения пока не
отвечает предъявлявшимся к нему ранее надеждам и ожиданиям.
Много говорилось о насущной потребности ребенка и его семьи в психол. помощи в связи с
повышенной уязвимостью к эмоциональному стрессу и личностной проблематикой, отражающей
низкую самооценку ребенка и чувство собственной несостоятельности. Предлагались различные
методики терапии, в т. ч. поведенческие методы, биолог. обратная связь, когнитивный контроль,
имитация, моделирование, специальная игровая терапия, психотер. и тренинг соц. навыков. Нек-рые из
этих технических приемов направлены на изменение поведения в целом и в процессе обучения в
частности, другие же имеют целью изменение стиля взаимодействия и отношений ребенка с членами
его семьи.
Катамнестические исслед. подтверждают, что несмотря на возможное нивелирование с
возрастом специфического неврологического дефицита и снижение гиперактивности (или благодаря
терапии, или с началом подросткового периода), пациент в юности и ранней взрослости демонстрирует
низкий профессиональный и академический уровень, дефицитарные соц. навыки, чувство собственной
несостоятельности и личностную проблематику слабой или умеренной степени выраженности. Ввиду
таких обескураживающих результатов, представляется очевидной необходимость интенсификации
программ ранней диагностики расстройства и обеспечение доступности детям и родителям систем
многостороннего раннего вмешательства и поддержки.
См. также Головной мозг, Диагнозы, Минимальная мозговая дисфункция (вмешательство)
Р. Окроч
Миннесотский многофазный личностный опросник (minnesota multiphasic personality
inventory)
MMPI (после новой редакции 1989 г.
MMPI-2)
на сегодня является наиболее широко
используемым бланковым личностным тестом среди неск. сотен методик оценки личности. Хатуэй и
Мак-Кинли намеревались создать объективный диагностический инструмент для всеобъемлющей
оценки психиатрических пациентов. Из огромного множества утвердительных формулировок в стиле
самоописаний личности Хатуэй и Мак-Кинли отобрали в качестве пунктов своего опросника 504
утверждения, на к-рые испытуемого просили отвечать «верно», «неверно» или «не могу сказать».
Hosted by uCoz