Navigation bar
  Print document Start Previous page
 627 of 1766 
Next page End  

Мнемоника (mnemonics)
Мнемонические системы прошлого выполняли функцию вспомогательных средств для
запоминания. Их использование приписывают греческому поэту Симониду, а также римлянам, к-рые
использовали их как опору в ораторском иск-ве. Совр. приемы, стратегии и вспомогательные средства
для запоминания используют метод локализации (метод мест) и метод образов. Большинство
психологов согласно с тем, что умственные образы помогают обработать и организовать материал так,
что он легко запоминается. В некотором смысле, мнемонические средства являются практ.
демонстрацией положительного влияния более глубоких «уровней обработки информации на память».
См. также Обработка информации, Память
Н. С. Андерсон
Мнемонические системы (mnemonic systems)
Пытаясь что-либо выучить, типичный индивид идет обычно по пути осмысления материала.
Используя доступные ассоц. или ранее приобретенное знание, чтобы облегчить усвоение нового
материала (положительный перенос), индивид обнаруживает, что эту стратегию можно определить как
вспомогательное средство для запоминания, или как мнемонический прием. Напр., при запоминании
списка парных ассоц., бессмысленную пару слогов «роз—озр» можно преобразовать в «роза—озеро», а
эта пара может напоминать о реальным месте, хорошо знакомом запоминающему. Др. примером может
быть облегчение заучивания и припоминания пары слов «лиса—сани», к-рая может вызвать в
воображении образ лисы, съезжающей по снежному склону на санях.
Есть несколько специальных мнемонических приемов. Один из них — это метод слов-вешалок
(pegword), применяемый для запоминания списков предметов или событий. Чел. сначала запоминает
рифмы для 20 чисел, например: один — пингвин, два — дрова, три — монастыри, четыре — дырка в
сыре, пять — кровать и т. д. Затем слово из списка, напр., «шляпа», связывают со словом пингвин
(представляя себе, напр., образ пингвина в шляпе). Для следующего слова, можно представить два
банана, к-рые кладут в костер вместо дров, и так далее по всему списку. Образы могут быть настолько
причудливыми, насколько можно вообразить, однако не очевидно, что причудливые образы всегда
являются наилучшими мнемоническими средствами. Метод слов-вешалок позволяет запомнить любое
слово в соответствии с его позицией в списке, пятой или десятой, также как и список слов в исходном
порядке.
В общем, выдумывание умственных образов для того, чтобы помочь себе при заучивании
произвольных вербальных ассоц., значительно облегчает работу памяти.
Метод мест, использовавшийся древними греками, похож на метод слов-вешалок и особенно
полезен для припоминания длинной последовательности слов или цифр. Он основан на использовании
хорошо знакомого нам маршрута или пути, по к-рому мы часто ходили. Напр., школьник старших
классов при помощи этого метода запомнил и воспроизвел список из 40 цифр, используя дорогу до
школы, по к-рой он ежедневно ходил пешком, в качестве выученной последовательности мест.
Открывание двери перед выходом в школу было первой подсказкой, к-рую он связывал с первым
пунктом для запоминания, пожарный кран перед домом был второй подсказкой, ассоциируемой со
вторым пунктом, следующей был холм, на к-рый он поднимался по пути на главную улицу, затем
приходила очередь магазина радиотоваров на углу и т. д. (почти 60 лет спустя образы все еще остаются
достаточно яркими для этого чел.). Чтобы вспомнить список, просто пробегают в воображении по
маршруту, и каждое место-подсказка вызывает в памяти правильную цифру. Нужно запомнить только
простые, изолированные ассоц. Нет никакой перегружающей информ. или ограничения объема, и
задача является относительно простой.
Изучение иностранных слов может быть облегчено с помощью метода ключевых слов. Ключевое
слово — это слово родного [Использованы аналогичные примеры из русской лексики. — Примеч. науч.
ред.] языка, звучащее подобно части иноязычного слова. Например, английское слово а caterpillar
означает «гусеница». Первый слог находится под ударением и созвучен со словом «катер». Используя
катер в качестве ключевого слова, запоминающий создает какой-нибудь образ, связывающий два
русских слова, например, катер, который едет на гусеницах по дороге. Встреча с английским словом
или его русским эквивалентом вызывает соответствующую реакцию.
Некоторые мнемонические приемы полезны для запоминания того, в чем заключается различие
Hosted by uCoz