Navigation bar
  Print document Start Previous page
 642 of 1766 
Next page End  

Эти девять переменных разделяются на три характерные категории: эндогенные переменные,
экзогенные переменные и возмущающие члены. Аналогично переменной У в двумерной модели,
эндогенные переменные — это переменные, значения которых полностью определяются причинными
связями, заданными в исследуемой модели. В нашем примере эндогенные переменные представлены
переменными D, Е и F. Экзогенные переменные — А, В и С
это переменные, в отношении к-рых
предполагается, что теоретически они могут оказывать заметное воздействие на эндогенные
переменные, однако их значения определяются внешними процессами, не включенными на данный
момент в рассматриваемую модель. Связанные с каждой эндогенной переменной возмущающие члены
(и)
показывают, какая доля изменчивости соотв. эндогенной переменной не объясняется др.
переменными, входящими в данную модель. Как можно заметить на приведенной выше структурной
схеме, ряд логически возможных причинных связей не определен (напр. АЕ, BF, CD).
Эту причинную модель можно преобразовать в следующую систему из трех структурных
уравнений:
D
= b
DA
А + b
В + u
D
,
Е = b
EB
В + b
ED
D + b
EF
F + u
E
,
F = b
FC
C + b
FE
E + u
F
.
Полученная система уравнений отображает структурную модель поведенческих и
стохастических процессов, предположительно порождающих определенное множество данных.
Хотя при использовании М. с. у. приходится решать целый ряд технических вопросов (напр.
задачи идентификации модели и оценивания параметров), роль теории остается крайне важной.
Несмотря на применение в анализе предполагаемых причинных связей строго установленных
статистических методов, начальный импульс и главные ориентиры М. с. у. определяются
взаимодействием теорет. и методологических соображений.
См. также Теория алгоритмически-эвристических процессов, Каузальное мышление,
Когнитивная сложность, Общие системы, Человеческие факторы, Множественная регрессия,
Научный метод
Д. Никинович
Моделирование (simulation)
М. — это имитация естественных ситуаций, при к-рой человек в идеале должен вести себя так,
как если бы это была реальная ситуация. Преимущество модели в том, что она позволяет испытуемому
реагировать на ситуацию, не сталкиваясь с опасностями естественной ситуации. Во мн. психол.
экспериментах (особенно в соц. психол.), моделируется все, кроме решающей переменной. Предельным
случаем М., однако, является мат. или машинное (компьютерное) М., — когда изучаемые элементы или
процессы могут замещаться мат. символами (или наборами машинных команд). Психодрама является
примером М. в психотер., где личность играет роль в моделируемой ситуации в социально безопасном
окружении.
См. также Разыгрывание ролей
У. Э. Грегори
Модель линзы (Брунсвика) (lens model (Brunswick))
Э. Брунсвик был одним из первых психологов, попытавшихся рассмотреть и учесть то
обстоятельство, что мы живем в среде, являющейся в значительной степени непредсказуемой. Он
считал, что даже те соотношения, к-рые носят, казалось бы, закономерный характер, напр. очевидное
соответствие между восприятием объекта, его размеров, удаленности или тождественности и
актуальной физ. реальностью, измеряемой с помощью объективных инструментов, в действительности
является результатом сложного поведенческого достижения (behavioral achievement), включающего
субъективные оценочные процессы, осн. на постоянно пополняющемся жизненном опыте наблюдателя.
Чтобы описать сам процесс, посредством к-рого происходит восприятие, Брунсвик придумал М. л. и
использовал ее как эвристику для демонстрации различных стадий этого процесса.
Все начинается с дистального стимула, реального объекта или отношения во внешней среде, к-
рый (или к рое) индивидуум пытается воспринять. К сожалению, паттерн проксимальной стимуляции
не позволяет ему однозначно воссоздать этот дистальный стимул.
Как правило, в нашем распоряжении оказывается ряд признаков (cues), облегчающих
Hosted by uCoz