Navigation bar
  Print document Start Previous page
 652 of 1766 
Next page End  

эксперим. ситуациях. Корреляционный анализ практически не подтвердил существования честности как
общей черты личности; его результаты укрепили позиции тех, кто считал моральное поведение
зависящим от конкретной ситуации.
Знание того, что данный чел. находится на конвенциальном уровне М. р., может оказаться
недостаточным для прогнозирования его поведения; удовлетворительное предсказание его поступков
требует также знания конкретных норм, к-рым он следует в реальном поведении.
Моральное чувство
Психоан. теория морали, мотивированной чувством вины, была предложена З. Фрейдом. Если
говорить кратко, то Фрейд полагал, что дети переживают эдиповы чувства. Считается, что тревога,
испытываемая детьми по поводу ожидаемого наказания, имеет следствием подавление эдиповых чувств
и враждебных актов. Более важно, однако, что страх родительского возмездия вызывает интроекцию
родительских правил и запретов: формируется сверх-Я, или совесть. Утверждается, что в последующих
нравственных ситуациях дети испытывают угрызения совести или чувство вины, когда поддаются
искушению нарушить эти интернализованные нормы и правила. Проведенный М. Хоффманом
аналитический обзор исслед. показывает, что более интернализованная мораль, вероятно, развивается в
тех случаях, когда дисциплинарные меры (особенно лишение любви) сочетаются с родительскими
объяснениями вреда, причиняемого поведением ребенка др. людям, т. е. в случаях применения
родителями индуктивных, учитывающих позицию другого, приемов воспитания. Такие индуктивные
приемы могут содействовать М. р. через усиление склонности ребенка эмпатически переживать
эмоциональное состояние другого.
См. также Альтруизм, Конформная личность, Преступность, Девиантность
М. Д. Берзонски
Моральный дух в организациях (morale in organizations)
В исслед. М.д.о. главное внимание обычно уделяется двум основным параметрам: мотивации
труда и удовлетворенности работой. В результате исслед. мотивации труда было создано несколько
теорий, повлиявших на управление орг-циями. В исслед. удовлетворенности работой часто проводится
проверка валидности таких теорий.
Основные теории мотивации труда
По мнению Грея и Штарке теории мотивации труда можно разделить на две широкие категории:
универсалистские и ситуационные теории. Универсалистские теории претендуют на применимость в
широком диапазоне различных рабочих сред, тогда как ситуационные теории ставят в центр
индивидуальные различия, влияющие на уровень мотивации.
Универсалистские теории. Из всех теорий мотивации, вероятно, чаще всего упоминается
теория иерархии потребностей А. Маслоу, к-рый предполагал, что челов. поведение есть результат
попыток людей удовлетворить свои неудовлетворенные на данный момент потребности. Эти
потребности расположены в иерархическом порядке таким образом, что удовлетворение потребности
предшествующего (приоритетного) уровня ведет к возникновению потребности на следующем по
значимости уровне, к-рая теперь будет требовать удовлетворения, и т. д.
Другая часто упоминаемая теория — это двухфакторная теория Герцберга, утверждавшего, что
удовлетворенность или неудовлетворенность работой яв-ся концептуально различными переменными,
поскольку они обусловлены различными факторами, связанными с работой. Переменные, которые
вызывают удовлетворенность работой, были названы мотивирующими факторами, а переменные,
вызывающие неудовлетворенность, получили название гигиенических факторов. Герцберг заключает,
что удовлетворенность работой может повышаться без одновременного снижения
неудовлетворенности, и наоборот.
Третья влиятельная теория — это теория мотивации достижения, разработанная Мак-
Клелландом. Проанализировав составленный Мюрреем перечень челов. потребностей, Мак-Клелланд и
его коллеги отобрали три потребности, к-рые они сочли наиболее значимыми: а) власть
(удовлетворение приносит контроль над другими людьми); б) аффилиация (удовлетворение приносят
социальная деятельность и межличностные отношения); в) достижение (удовлетворение приносит
достижение своих целей).
Ситуационные теории. Наиболее известной ситуационной теорией яв-ся стимульно-реактивная
теория Б. Ф. Скиннера, к-рую также называют теорией оперантного обусловливания. Согласно этой
точке зрения челов. поведение мотивируется не внутренними потребностями индивидуума, а внешней
Hosted by uCoz