Navigation bar
  Print document Start Previous page
 653 of 1766 
Next page End  

средой и тем способом, каким она раздает награды и наказания. Для обусловливания (или
формирования) поведения индивидуума необходимо обращать внимание на а) последствия его
поведения и б) режимы подкрепления, влияющие на поведение.
Теория справедливости в том виде, в каком она первоначально была изложена Дж. С. Адамсом,
предполагает, что люди мотивированы желанием, чтобы на работе с ними обращались справедливо. В
сущности, трудовая мотивация понимается как вывод чел., к-рый он делает на основе сравнения своего
отношения «затраты—выпуск» с аналогичным отношением у сопоставимого другого. Если между
этими двумя отношениями обнаруживается расхождение (т. е. имеет место несправедливость), оно
мотивирует чел. к действиям, направленным на достижение справедливости.
Последняя важная ситуационная теория — это теория ожидания В. Врума, согласно к-рой
мотивация выполнения к.-л. действия является функцией а) исходов (результатов, последствий),
воспринимаемых чел. как желательные и б) уверенности чел. в возможности достижения этих исходов.
Удовлетворенность работой и моральный дух
Грей и Штарке отмечают, что теории мотивации имеют практ. следствия для управления орг-
цией, позволяя добиться максимальной удовлетворенности работой и повысить М. д. о. Эти авторы
приводят 4 связанные с работой сферы, влияющие на М. д. о.
Проектирование работ. Для усиления мотивации сотрудников часто предлагается такая мера
как обогащение работы, к-рое определяется как изменение содержания работы с целью более полного и
интенсивного использования способностей каждого сотрудника.
Организационные поощрения и наказания. Эта сфера, породившая массу споров, возникла в
результате исслед. по оперантному обусловливанию. Решение вопроса о том, когда и как следует
вознаграждать и наказывать, яв-ся, по-видимому, практ. задачей, решать к-рую приходится менеджерам
орг-ций.
Оплата труда. Хотя считается, что заработная плата значимо определяет удовлетворенность
работой, очевидно, что большинство работников рассматривают оплату труда как относительную
величину, и поэтому она не особенно полезна в качестве основного мотивирующего фактора. Важную
роль играют др. параметры, связанные с оплатой труда, в т. ч. надежность работы, руководство, условия
труда, дополнительные льготы и статус.
Организационный климат. Организационный климат является как следствием, так и
детерминантой мотивации. Климат обычно определяется в терминах специфического набора ценностей,
которые поддерживает данная орг-ция и к-рые могут либо облегчать, либо затруднять деятельность
конкретного работника.
См. также Организационный климат
А. Барон-мл.
Морита-терапия (morita therapy)
М.-т. — это японская модель психотер., предложенная в начале XX в. психиатром из Токио
Шома Морита. Теория метода, осн. на буддизме, признает неизбежность тревоги, страха и др. видов
дискомфорта в челов. существовании. Поэтому терапия имеет целью не достижение жизни, свободной
от симптомов, а реалистическое принятие актуального страдания. Клиент в М.-т. учится отвечать на
требования реальности просто потому, что реальность требует такой реакции, а не потому, что это
поведение приведет к излечению в смысле улучшения самочувствия. Целью является слияние «Я»
(«self») с требованиями окружающей действительности.
Моритисты проводят четкую границу между чувствами и паттернами поведения. Они полагают,
что эмоции недоступны непосредственному волевому контролю. Ими нельзя управлять с помощью
желаний, мыслей или физ. усилий, их следует принимать такими, какие они есть, не борясь с ними.
Хотя они могут восприниматься как приятные или неприятные, сами по себе они не являются ни
хорошими, ни плохими и с ними не связана какая-то моральная ответственность.
Поведение же, напротив, подвластно волевому контролю. Поступки являются правильными или
неправильными с т. зр. морального чувства клиента. Действия всегда сопряжены с моральной
ответственностью. Далее, поведение обладает свойством непрямого воздействия на мысли и чувства.
Ничем, однако, нельзя добиться полного детерминистского контроля над эмоциональными
состояниями.
Лечение начинается с соблюдения постельного режима в клинике, в изолированной комнате (ок.
одной недели). За это время пациент должен разобраться в своих изменчивых мыслях и чувствах. Не
Hosted by uCoz