Navigation bar
  Print document Start Previous page
 658 of 1766 
Next page End  

потребностью в достижении предпочитают ставить перед собой реалистичные и умеренно высокие цели
и что постановка умеренно высоких целей приводит к более высоким рез-там деятельности как у детей,
так и у взрослых. В отличие от них, дети с выраженной боязнью неудачи, как правило, выбирают
нереалистичные цели: либо слишком высокие, либо слишком низкие. Т. о., соц. М. и М. задачи (task
motivation) видоизменяют ожидания индивидуумов, а ожидания, как выяснилось, формируют поведение
и в то же время являются одним из его рез-тов.
В исслед. выученной беспомощности было обнаружено, что животные тж могут изменять свое
поведение в зависимости от имеющихся у них возможностей контролировать ситуацию. Т. о., контроль
как над отрицательными, так и над положительными исходами оказывает серьезное влияние на
поведение и М. не только людей, но и животных. Однако именно у людей саморегуляция и
символические процессы приобретают главное значение в определении М. и ее воздействия на
поведение. Кроме того, альтруизм, любовь и мн. др. положительные пути сближения людей друг с
другом предоставляют широкий простор и направление для челов. М. и деятельности.
См. также Приобретенные побуждения, Вознаграждения, Самодетерминация
Е. Д. Фергюсон
Мощность статистических критериев (power of tests)
Проверка гипотезы предполагает сопоставление двух конкурирующих гипотез. Нулевая гипотеза
указывает на невозможность редких, необычных событий. Альтернативная гипотеза, напротив,
утверждает, что такие события возможны. Напр., нулевая гипотеза могла бы гласить, что две группы
имеют одинаковое среднее или что корреляция между двумя переменными равна нулю. Альтернативная
гипотеза может быть направленной или ненаправленной. Направленная гипотеза указывает
направление эффекта: в группе 1 среднее выше, чем в группе 2, или корреляция между двумя
переменными больше нуля. Ненаправленная гипотеза указывает только на существование эффекта, не
определяя его направления: две группы имеют разные средние или корреляция между двумя
переменными отлична от нуля. Статистики начинают с предположения, что нулевая гипотеза верна, и
отвергают ее только в том случае, если наблюдаемые результаты весьма маловероятны при этом
предположении. Основываясь на некоторых допущениях в отношении проводимого исслед., напр.,
предполагая случайный характер выборки и нормально распределенную зависимую переменную,
исследовать может вычислить вероятность отвергнуть нулевую гипотезу в тех случаях, когда она верна
(?) и когда верна альтернативная гипотеза (мощность критерия). Поскольку исследователь хочет прийти
к правильному выводу, надежные исследования планируются таким образом, чтобы обеспечить низкий
уровень а и большую мощность. При низком уровне а крайне мало шансов отвергнуть правильную
нулевую гипотезу, а при большой мощности критерия больше шансов принять правильную
альтернативную гипотезу.
Обычно исследователи выбирают уровень ? = 0,05. В этом случае они отвергают нулевую
гипотезу только если выборочные результаты попадают в 5%-ную краевую область распределения
возможных исходов, построенного при условии справедливости нулевой гипотезы. Когда нулевая
гипотеза отвергается, исследователь делает вывод о значимости полученных результатов и указывает
вероятность их значимости, т. е. уровень а, связанный с данным исходом. Напр., он может сделать
вывод, что полученная корреляция значима на уровне р < 0,05, подразумевая, что нулевая гипотеза об
отсутствии корреляции могла быть отвергнута с вероятностью ошибки (?) меньше 0,05. Расположенный
ближе к краям распределения результат имеет еще меньшую вероятность значимости: р < 0,01 или р <
0,001.
Так как традиционный подход предусматривает выбор низкого уровня а, исследователи должны
проявлять осторожность, чтобы поддерживать разумно высокую мощность используемых критериев.
Оценки мощности критериев можно получить еще до сбора данных, и исслед. с недостаточной
мощностью можно перепланировать, чтобы ее увеличить. Есть четыре основных стратегии повышения
мощности: выбор более высокого уровня а, формулирование направленных гипотез, увеличение объема
выборки и усиление эффекта.
С повышением уровня а возрастает мощность. Чем выше а, тем больше вероятность отвергнуть
нулевую гипотезу и, следовательно, прийти к заключению о том, что верна правильная альтернативная
гипотеза. Однако вместе с повышением уровня а возрастает риск отвергнуть верную нулевую гипотезу
— ошибка, к-рой следует избегать. Уровни а выше 0,05 традиционно считаются неприемлемыми, но
они все же могут использоваться в ситуациях, когда мощность критерия крайне важна, а ошибочное
Hosted by uCoz