Navigation bar
  Print document Start Previous page
 659 of 1766 
Next page End  

отклонение нулевой гипотезы обходится не слишком дорого.
Второй способ повысить мощность — формулирование направленных гипотез. Это дает
исследователю возможность сосредоточиться на ?-риске только тех исходов, которые согласуются с
направленной гипотезой. Напр., критерий для оценки коэффициента корреляции при использовании
ненаправленной гипотезы и ? = 0,05 мог отвергнуть нулевую гипотезу для полученных корреляций,
лежащих ниже -0,60 или выше +0,60. Следовательно, ожидается, что исходы (т. е. наблюдаемые
корреляции), попадающие в интервал от -0,60 до +0,60, наступают в 95% случаев проведения такого
исслед., тогда как исходы, лежащие за пределами этого интервала, наступают только в 5% случаев, —
при условии истинности нулевой гипотезы. Однако если исследователь уточнит гипотезу, преобразуя ее
в направленную и предполагая положительную корреляцию, используемый критерий мог бы теперь
отвергнуть нулевую гипотезу для всех корреляций, лежащих выше +0,55, так как в этом случае 5%
ожидаемых корреляций при данной нулевой гипотезе превышают эту величину. Если наблюдаемая
корреляция оказалась равной 0,58, исследователь не мог бы отвергнуть нулевую гипотезу в пользу
ненаправленной альтернативной гипотезы, но смог бы сделать это в пользу направленной гипотезы.
Концентрируя ?-риск на одном конце множества возможных исходов, исследователь получает более
мощный критерий. К сожалению, если направленная гипотеза задает ложное направление эффекта,
исследователь не получит значимых результатов и впадет в заблуждение. Так, получив корреляцию -
0,63, исследователь из предыдущего примера мог бы отвергнуть нулевую гипотезу в случае применения
ненаправленного критерия, но не смог бы этого сделать при направленной проверке, нацеленной
исключительно на оценку положительной связи. Поэтому исследователи формулируют направленные
гипотезы только тогда, когда противоположный результат невозможно помыслить, опираясь на
предшествующие исслед., теорию или логику. Напр., если все проведенные до этого исслед.
обнаружили положительную связь между двумя переменными, исследователь будет чувствовать себя
уверенно, проводя направленную проверку гипотезы.
Третий способ повысить мощность — увеличить объем выборки. Статистики, основанные на
выборках большего объема, более устойчивы и, следовательно, обеспечивают более точную оценку
характеристик генеральной совокупности. Эта прибавка в точности повышает вероятность того, что
будет подтверждена правильная альтернативная гипотеза. Фактически, проводимые на очень больших
выборках исслед. могут обладать излишней мощностью в плане проверки гипотез, потому что такие
исслед. позволяют отвергнуть нулевую гипотезу при получении незначительных, хотя и статистически
значимых результатов. Например, полученная на большой выборке корреляция 0,20 может значимо
отличаться от нуля, но такая связь, по-видимому, слишком слаба, чтобы представлять практ. интерес.
Величина эффекта — это сила изучаемой связи. Исслед., для к-рого выбраны переменные с
большей величиной эффекта, обладает большей мощностью. Напр., для доказательства того, что разные
виды птиц несут яйца разного размера, следовало бы сравнить страусов и колибри, а не кур и уток,
поскольку в первом случае величина эффекта будет гораздо больше, чем во втором. Исслед., в к-рых
изучаются переменные с большой величиной эффекта, дают больше шансов отвергнуть нулевую
гипотезу, чем исслед., рассчитанные на обнаружение более тонких эффектов. Исследователи могут
отобрать переменные с сильными связями и выбрать способы измерения или контроля переменных,
максимизирующие величину эффекта, с тем чтобы повысить мощность критериев проверки гипотез.
Исследователи стремятся работать с низкими уровнями а и мощными статистическими
критериями, чтобы повысить шансы получения верных выводов. Они обычно поддерживают а на
уровне не выше 0,05 и используют разные стратегии увеличения мощности. Хорошо спланированное
исслед. может отличаться относительно небольшой величиной а, направленной гипотезой, большим
объемом выборки или значительной величиной эффекта. Исследователь учитывает все эти варианты
выбора при планировании исслед., к-рое, по всей вероятности, пополнит достоверной информ. базу
психол. знаний.
См. также Ошибки I и II рода, Проверка нулевой гипотезы, Тесты для отбора кандидатов
М. Эллин
Мужской протест (masculine protest)
Понятие М. п. было введено А. Адлером в 1910 г. и использовано З. Фрейдом в работе от 1911 г.
о случае Шребера. Несомненно, Фрейд, как и Адлер, замечал часто встречающийся, вполне
осознаваемый или, по меньшей мере, прямо наблюдаемый феномен (неоднократно подтвержденный
позднее), проявляющийся в том, что мн. женщины предпочитают быть мужчинами, в то время как
Hosted by uCoz