Navigation bar
  Print document Start Previous page
 664 of 1766 
Next page End  

спины. Наконец, внимание уделяется мышцам бедра, ягодиц и икроножной мускулатуре.
Помимо специфических упражнений мышечного напряжения и расслабления, пациент получает
тж инструкцию дышать глубоко и ритмично. Параллельно с глубоким дыханием инструктор или
терапевт использует тж суггестивные формулы для сообщения чувства тепла, комфорта и спокойствия.
Это внушение дополняет или усиливает общую релаксацию, достигаемую путем упражнений по
напряжению и расслаблению. Для большинства людей прогрессивная релаксация представляется одним
из наиболее эффективных средств достижения М. р. Она используется весьма широко как оси. или
вспомогательная методика терапевтического вмешательства.
См. также Биологическая обратная связь, Новаторские психотерапии, Стресс
В. В. Венрих
«Мягкий» детерминизм (soft determinism)
М. д. занимает промежуточное положение между позициями строгого детерминизма и полного
индетерминизма. Именно такую промежуточную позицию занимал А. Адлер в своей персоналистской,
субъективной и феноменологической психологии, хоть он никогда не пользовался этим термином в
своих работах. М. д. означает, что поведение определяется не прихотью или случаем, а носит вполне
упорядоченный, закономерный и предсказуемый характер, хотя и в пределах индивидуального
творчества.
Сторонники М. д. придерживаются телеологических взглядов, утверждая, что поведение
преимущественно контролируется индивидуумом, более конкретно — теми целями, к-рые он ставит
перед собой. Цели и задачи подвержены изменениям, а это значит, что вместе с ними соответствующим
образом изменится и поведение индивидуума, отражающее его личные, субъективные,
феноменологические взгляды.
В психологии Адлера место центрального конструкта занимало творческое Я. Именно эта тема
стала главным предметом разногласий Фрейда и его последователей с Адлером и его коллегами.
Выдвигая творческое Я в качестве важнейшего теорет. конструкта своей теории, Адлер ввел в
психологию своего рода принцип неопределенности, аналогичный принципу Гейзенберга в физике:
среда и наследственность, совместно действуя на ребенка, в лучшем случае определяют только
вероятности тех или иных событий.
Для большого числа людей, родившихся в одинаковых условиях и имеющих сходную
наследственность, могут быть сделаны весьма точные вероятностные прогнозы. Напр., весьма вероятно,
что 80% чернокожих детей из неполных семей, живущих в трущобах, не получат среднего образования.
Однако для одного конкретного ребенка, выбранного из этой большой группы, точные предсказания,
основанные на средовых и генетических факторах, просто не могут быть сделаны.
Когда мы пытаемся дать прогноз в отношении конкретного ребенка, мы должны учесть
творческую способность этого ребенка. На его поведение, конечно же, влияют и наследственность, и
условия среды. Детям (и взрослым) свойственно делать одинаковые выводы из сходных обстоятельств,
но тот, кто хочет сделать прогноз относительно будущего того или иного индивидуума, должен знать,
какую пользу последний извлек из своего опыта.
См. также Адлерианская психология, Детерминизм/индетерминизм, Свобода воли, Философия
науки
Т. Эдгар
_Н_
Надежность диагнозов (reliability of diagnoses)
Надежность клинических психиатрических диагнозов стала предметом особой заботы с тех пор,
когда в конце XIX в. Э. Крепелин предпринял первые попытки создать систематическую классиф.
психич. расстройств. Диагноз и классиф. выполняют ряд важных функций: а) административную,
включающую ведение статистического учета; б) клиническую, как средство установлении этиологии,
выбора метода лечения и прогноза; в) исследовательскую, в особенности в тех исслед,, где
психиатрический диагноз определяет принадлежность к эксперим. и контрольной группе или где
диагноз обычно используется в качестве зависимой или независимой переменной. Полезность диагноза
Hosted by uCoz