Navigation bar
  Print document Start Previous page
 666 of 1766 
Next page End  

незначительных количествах. Эти вещества относят к классу глюкокортикоидов на основании того, что
они влияют на метаболизм глюкозы и секретируются пучковой и сетчатой зонами коры Н. Еще одна
функция глюкокортикоидов — подавление воспалительных реакций.
Альдостерон, секретируемый клубочковой зоной, относится к минералокортикоидам из-за
способности изменять электролитный баланс организма. Альдостерон стимулирует реабсорбцию
натрия в дистальных канальцах почек и снижает содержание натрия в секрете потовых желез.
АКТГ, выделяемый аденогипофизом, обеспечивает структурную целостность двух внешних
слоев коры Н. и стимулирует секрецию глюкокортикоидов. Синтез и секреция АКТГ регулируется
кортикотропиносвобождающим фактором (corticotropin-releasing factor, CRF). CRF вырабатывается
гипоталамусом. Уровень глюкокортикоидов в крови регулирует по принципу отрицательной обратной
связи секрецию CRF, а следовательно, — и продукцию самих глюкокортикоидов. Ренин и ангиотензин
регулируют секрецию альдостерона через сложную систему прямых и обратных связей между Н. и
почками.
Хромафинные клетки мозгового вещества В. синтезируют и выделяют в кровь катехоламины —
эпинефрин (адреналин) и норэпинефрин (норадреналин). Секреция норэпинефрина и эпинефрина
регулируется преганглионарными симпатическими волокнами, исходящими от VIII-XI грудных
сегментов спинного мозга. Сами хромафинные клетки действуют как постганглионарные нейроны.
Секреция катехоламинов зависит от поведенческого состояния организма: уровень секреции очень
низок во время сна, повышается во время бодрствования и резко возрастает во время физического или
психологического стресса.
См. также Эндорфины/энкефалины, Нейрохимия, Психоэндокринология
М. Л. Вудрафф
Наземный транспорт (surface transportation)
Из осн. наземных транспортных средств психол. исслед. уделяют внимание гл. обр. автомобилю.
Здесь исследователей интересуют в первую очередь дорожно-транспортные происшествия (ДТП).
Обычно водитель и автомобиль изучаются как «система человек — машина». Характеристики работы
этой системы, такие как скорость, пробег и торможение, связаны с возможностями оператора и
автомобиля. ДТП рассматривают как отказ в работе системы, поскольку причинами их могут быть и
челов. ошибки, и неудачная конструкция автомобиля. Исслед. челов. элемента этой системы пролили
свет на т. н. личность, «подверженную несчастным случаям» («accident-prone» person), а тж на связь
между ДТП и возрастом и опытом водителя, предпочитаемой скоростью езды, склонностью к
употреблению алкоголя и лекарственных веществ. Были изучены различные условия среды, такие как
дизайн автомобиля, дорожные и погодные условия, освещение.
Автотренажер, используемый для анализа действий водителя за рулем и ДТП, является
эффективным средством выявления реакций водителя в чрезвычайных ситуациях. В целях сокращения
числа ДТП психологи рекомендовали систематическое проведение программ по предотвращению
несчастных случаев, направленных на изменение как действий оператора, так и конструкции
транспортных средств.
Оптимальное сидение
Безопасность и удобство автомобильных сидений изучаются инж. психологами, к-рые
специализируются в антропометрии, предполагающей, в частности, измерение размеров челов. тела в
целях точной подгонки сидения по фигуре водителя.
Стресс и психическое здоровье
Гарделл оценивал стресс водителей автобусов по физиолог. показателям, числу ДТП и
невыходов на работу по болезни. Он установил, что мн. водители являются наилучшими экспертами по
части того, как можно уменьшить стресс на рабочем месте.
Нек-рые пассажиры испытывают беспокойство при пользовании общественным транспортом
вследствие изношенности транспортных средств, станций и отсутствия должных мер безопасности.
Устранение этих негативных факторов среды способствует снижению стресса у пассажиров.
Укачивание в транспорте можно снизить за счет уменьшения вибрации и более плавного ускорения и
торможения. На пассажиров оказывает раздражающее воздействие и сочетание др. средовых
стрессоров, таких как громкий шум и экстремальные температуры.
Общественный транспорт
Хотя наше об-во отдает явное предпочтение автомобилям, проблемы, связанные с увеличением
Hosted by uCoz