Navigation bar
  Print document Start Previous page
 668 of 1766 
Next page End  

рамках нейтральной и объективной терминологии, как и рядовому чел. Еще не так давно телесные Н.
вызывали всеобщее одобрение. На Н. опирались как образовательная, так и правовая система. В
настоящее время Н. оказалось в немилости. В рамках семьи то, что некогда одобрялось и
рассматривалось как Н., сегодня может быть сочтено «жестоким обращением с ребенком» или
«жестоким обращением с супругой». Однако, несмотря на общественную тенденцию к приобретению
аттитюдами к определенным типам Н. отрицательной окраски, Н. или угроза Н. по-прежнему остаются
повсеместным явлением в современном мире Люди, интересующиеся использованием Н., задаются
следующими вопросами: действительно ли эффективно Н.? Если да, то когда, как и почему?
Что такое Н.? Психологи определяют Н. как введение некоторого аверсивного последствия, к-
рое приводит к уменьшению тенденции в проявлении определенного способа поведения; или как
последствие поведения, к-рое снижает вероятность его повторного возникновения.
Является ли наказание эффективным? Ранние работы по Н. с очевидностью показывали, что
оно оказывается неэффективным в устранении нежелательного поведения. Однако более современные
исслед. в этой области показывают, что Н. может подавлять или устранять поведение. Насколько
действенным в этом отношении оказывается Н., зависит от целого ряда факторов, роль к-рых может
изменяться от ситуации к ситуации; к числу таких факторов относятся характеристики наказывающего
стимула, характеристики наказываемого поведения и характеристики наказываемого субъекта.
Сила наказания. Исслед. силы Н. в целом свидетельствуют о том, что чем больше сила
наказывающего стимула, тем больше происходит подавление наказываемого поведения. Слишком
слабый стимул может скорее возбуждать и подкреплять, нежели наказывать.
Близость по времени. В целом, для того чтобы Н. приводило к максимальному эффекту, оно
должно осуществляться непосредственно за возникновением подавляемого поведения.
То, как изначально вводится Н., может иметь решающее значение. Н., изначальная сила к-рого
была низкой и со временем постепенно увеличивалась, оказывает значительно меньший эффект в
сравнении с внезапно вводимым и достаточно сильным Н.
В целом видится, что увеличение частоты Н. приводит к увеличению его эффективности и что
последовательное наказание оказывается более эффективным, чем эпизодическое.
Эффективность зависит от силы наказываемой реакции. Очевидно, что длительное подкрепление
наказываемого поведения противодействует и препятствует подавляющим эффектам Н. Эффективность
также зависит от того, формировалось ли наказываемое поведение изначально на основе
вознаграждения или на основе Н.
Характеристики субъекта. Существуют некоторые данные о том, что Н. постепенно утрачивает
свою эффективность по мере того, как увеличивается мотивация субъекта к наказываемому поведению.
Эффективность также изменяется в зависимости от степени знакомства субъекта с применяемым Н.,
категорий наказываемых, возраста и стадии развития внутри определенных категорий наказываемых.
Челов. когнитивные способности (напр., мышление, воображение) могут тж оказывать влияние на
эффективность Н. Словесная формулировка причин Н., по-видимому, облегчает дискриминацию и
генерализацию его эффектов у людей. Словесное описание и припоминание поведения, к-рое
подвергается Н., снижает влияние временных задержек между поведением и Н. В некоторых ситуациях,
наблюдение людьми случаев Н. оказывает определенные эффекты, даже если такое Н. переживалось
викарно. Наконец, Н. людей оказывается наиболее эффективным, если в их взаимоотношениях
присутствует любовь.
Теории наказания
Предлагались различные теории для объяснения того, каким образом и почему Н. приводит к
снижению частоты проявления наказываемого поведения. Динсмур объяснял эффекты Н. с т. зр.
принципа образования простой SR связи при научении избеганию. Согласно этому объяснению,
частота возникновения наказываемых действий снижается вследствие увеличения частоты действий, к-
рые вступают в конкуренцию или препятствуют наказываемой реакции. Др. теория объясняет эффекты
Н. на основе выработки условно-рефлекторного страха и подкрепления любого действия или
бездействия, к-рое позволяет устранять или контролировать такой страх.
Релевантные вопросы. Почему некоторые люди, по-видимому, ищут Н. и испытывают
удовольствие от него? Иногда процедура Н. в действительности не уменьшает, а скорее повышает
частоту возникновения наказываемого поведения. Как отмечалось ранее, это может происходить, когда
наказываемое поведение было изначально сформировано путем Н.
Иногда оказывается, что родитель уделяет ребенку внимание лишь в случаях его дурного
поведения и тем самым невольно превращает Н. в подкрепление. В результате может возникнуть
Hosted by uCoz