Navigation bar
  Print document Start Previous page
 670 of 1766 
Next page End  

Влияния, к-рым может подвергаться психолог-диагност, возникают из соц., профессионального и
интерпретационного контекста, в к-ром он работает. Составитель П. з. должен избегать смешения
между: а) поведенческими суждениями, б) спекуляциями в отношении воображаемых или внутренних
процессов описываемой личности и в) данными из интервью, отражающими сознательные мысли и
суждения обследуемого субъекта. Читатели наверняка будут сравнивать утверждения из этого
заключения с др. источниками информ., и в заключении следует ясно указать на желательность
подобного сравнения.
Большинство пишущих на данную тему, по-видимому, согласны с определенными правилами
подготовки П. з. К ним относятся: а) исключение сведений, к-рые можно с большей легкостью получить
из др. источников; б) приведение перечня использованных тестов, однако без указания того, какой из
них использовался для измерения той или иной специфической функции, т. к. большинство оценочных
инструментов имеют широкое предназначение, а не предполагают своего исключительного
использования для к.-л. специфической цели; в) избегание количественных утверждений, наподобие
цитирования норм, если это не вызывается необходимостью в каждом конкретном случае; г)
обеспечение того, чтобы выводы и диагностические данные были связаны (более или менее очевидным
образом) с остальным содержанием заключения.
В Н. п. з. вовлекается комплекс межпрофессиональных и межличностных проблем. Заключение
может влиять на важные решения и поэтому требует максимальной компетентности от клинического
психолога. Хотя и допустимо чтобы оно было достаточно обтекаемым, общим и осторожным в
формулировках, гораздо полезнее, если оно будет специфичным и точным. Психол. заключения будут
продолжать играть важную роль в формировании и поддержании общественного имиджа психологии.
См. также Клиническая оценка, Оценка личности
У. Клопфер
Нарушения мышления (thought disturbances)
Мышление — сознательное и бессознательное — служит целям установления и текущего
контроля коммуникации, регулирования деятельности, порождения, формулирования и решения задач
на вербальном и невербальном уровнях. Н. м. могут наблюдаться на континууме, упорядоченном по
степени тяжести от нормальных отключений внимания до уровня патологии.
Нек-рые из менее серьезных Н. м. отмечаются у детей с гиперкинетическим синдромом, чье
внимание мимолетно, а выполнение ими заданий прерывается кажущейся необходимостью совершения
моторных актов. Писатели и композиторы тж испытывают Н. м., такие как периоды выпадения (blank
periods), в течение к-рых нарушается способность продолжать творческий процесс сочинения
литературного или музыкального произведения, тогда как все обычные функции при этом совершенно
не страдают.
Часто психоневрозы, такие как фобические и тревожные реакции, могут связываться с наличием
иррациональных идей. Мн. из этих иррациональных идей сопровождаются неверными суждениями о
себе. Др. рода психоневротические Н. м. обнаруживаются в форме навязчивых мыслей, когда часто
возобновляющееся поверхностное мышление мешает нормальной жизнедеятельности. Критическое
обсуждение этих мыслей может приводить к ясному логическому мышлению.
Психосоматические симптомы являются расстройствами мышления, отражающими
неспособность индивидуума совладать с тревогой и стрессом, к-рые трансформируются в физиолог.
симптомы, затрудняющие нормальное повседневное функционирование, как и в случаях мн. др.
психоневротических Н. м.
Психотические Н. м. обычно сопровождаются симптомами бреда, при к-рых господствуют
ложные идеи преследования или величия, и галлюцинаций, при к-рых организм генерирует
аутостимуляцию в любых или вообще всех сенсорных модальностях. Хотя эти Н. м. сами по себе
серьезны, они обычно связаны с др. типами патологического поведения, такими как делирий, деменция
и шизофрения.
Делирий представляет собой спектр нарушений сознания, различающихся по степени тяжести.
Больной может находиться в любом состоянии, от полного бодрствования до комы, и при этом
обнаруживает признаки расстройства познавательной функции, мышления и восприятия. Делирий
является рез-том церебральной дисфункции без к.-л. повреждения тканей и, по всей видимости,
возникает вследствие метаболических, химических или токсических факторов. Делирий имеет обычно
транзиторное течение и исчезает с прекращением действия метаболических, химических или
Hosted by uCoz