Navigation bar
  Print document Start Previous page
 689 of 1766 
Next page End  

после отдыха на режим распределения упражнений, их кривая научения (после необходимого
«разогрева») не походит на кривую предыдущего периода непрерывных упражнений.
См. также Распределение упражнений
Г. А. Кимбл
Научение по типу инсайта (insight learning)
Согласно многим традиционными теориям научения, таким как теория Э. Л. Торндайка,
научение происходит в результате постепенного процесса, состоящего из проб и ошибок.
Альтернативная т. зр., преимущественно развивавшаяся гештальт-психологами, состоит в том, что в
некоторых ситуациях животные демонстрируют Н. т. и., предположительно влекущее за собой
фундаментальное перцептивное реструктурирование объектов и событий в окружении. Психологи
расходятся во мнениях о том, действительно ли Н. т. и. представляет собой фундаментально отличный
процесс или яв-ся разновидностью единого процесса, лежащего в основе всех видов научения и
решения задач.
В задаче обходного пути животное помещается вблизи целевого объекта, отделенного от него
барьером, напр. решеткой или сетчатым экраном. В таких ситуациях могут наблюдаться два типа
поведения. В одном случае животные могут вовлечься в поведение по типу проб и ошибок, при к-ром
они фиксируются на данном объекте и совершают различные движения в попытке приблизиться к нему;
эти беспорядочные движения в конечном итоге могут привести к тому, что животное каким-то образом
обойдет этот барьер и достигнет целевого объекта. В др. случае они могут на некоторое время
прекратить всякую двигательную активность, остановиться и вслед за тем внезапно отправиться, в
спокойной и уверенной манере, прямо в обход барьера. Сторонники утверждают, что этот последний
паттерн представляет собой случай Н. т. и. Оно отличается от научения путем проб и ошибок. Во-
первых, подобная перемена в поведении зачастую оказывается внезапной и полной; это контрастирует с
постепенностью изменений, характерной для научения путем проб и ошибок. Таким переходам обычно
предшествует пауза, за к-рой следует гладкая и безошибочная реализация действия. Это изменение в
поведении не возникает в результате подкрепления; в действительности изменение в поведении обычно
происходит до начала действия какого-либо внешнего побуждения. Такие решения задач обычно
переносятся на широкий спектр ситуаций и сохраняются в памяти на протяжении длительных периодов
времени. Принято считать, что они возникают в результате перцептивного реструктурирования
ситуации.
Классическое исслед. Н. т. и. было проведено на шимпанзе в годы Первой мировой войны В.
К¸лером. К потолку клетки подвешивались бананы, до к-рых шимпанзе в одном случае мог дотянуться
только пододвинув под них ящик, во втором случае для этого требовалось сложить друг на друга
несколько ящиков. В др. экспериментах, для того чтобы достать объекты, находившиеся снаружи
клетки, животное должно было воспользоваться граблями или палкой. Животное могло воспользоваться
короткой палкой для того, чтобы подтянуть к себе длинную палку, при помощи к-рой затем можно
было достать бананы, либо оно могло воспользоваться с этой целью двумя короткими палками, вставив
одну из них в другую. Цель этих экспериментов заключалась в изучении процессов, использующихся
при решении задач, и демонстрации неадекватности элементаристских, ассоцианистских и
редукционистских объяснений более бихевиористических подходов. К¸лер считал, что задачи,
использовавшиеся ассоцианистами, не позволяли животному проявить свою способность к
перцептивному преобразованию, являвшемуся неотъемлемой чертой истинного научения по типу
инсайта. В ходе этих экспериментов шимпанзе достигали инсайта с описанными выше характерными
его проявлениями.
Некоторые психологи утверждают, что поведенческие паттерны, демонстрируемые шимпанзе в
подобных ситуациях, не яв-ся такими уж новыми, как это полагал К¸лер, и что их можно объяснить при
помощи более элементаристских принципов. В частности, по мнению П. Шиллера, реакции животного
в задаче на соединение палок представляют собой набор врожденных моторных паттернов,
запускаемых при появлении соответствующих стимулов. Согласно Шиллеру, введение внешнего
побуждения не ускоряет а замедляет решение этой задачи животным. Опытные животные, получающие
две палки в отсутствие пищи, как правило соединяют их вместе не более чем за час. Кроме того,
некоторые из животных, к-рые научались соединять палки в процессе игры, оказывались неспособными
к последующему решению задачи на соединение этих двух палок. Сходным образом, в ходе проверки
ситуации с ящиками, но без подвешивания бананов, шимпанзе часто складывали их друг на друга,
Hosted by uCoz