Navigation bar
  Print document Start Previous page
 690 of 1766 
Next page End  

забирались на них и дотягивались до потолка: «Наблюдавшему за этим человеку было трудно поверить
в то, что над ними не находилось никакой пищи». Такие моторные паттерны яв-ся естественными, и
отвлечение внимания, вызываемое такими внешними побуждениями, как бананы, лишь препятствует
проявлению этих обычных манипулятивных навыков шимпанзе. К тому же во всем этом присутствует
сильный компонент опыта, поскольку более зрелые животные имеют в своем распоряжении более
сложные моторные паттерны, к-рые могут приводиться в действие в ситуациях решения задач. Наличие
предварительного опыта оказывается важным фактором в формировании этих более сложных моторных
паттернов. Согласно Шиллеру, быстрое решение задач обходного пути отражает не новый
поведенческий паттерн, не результат инсайта, а лишь изменение в скорости последовательного
извлечения ранее выработанных реакций. Решение этих задач, по Шиллеру, состоит во временном
упорядочении и уплотнении врожденных моторных паттернов.
Эпштейн, Киршнит, Ланца и Рубин использовали оперантные процедуры для того, чтобы
научить голубей: а) толкать небольшую коробку к небольшому зеленому пятну, располагавшемуся в
различных местах на полу в их клетке; б) вскакивать на коробку и клевать висевшее сверху небольшое
изображение бананов, в) не пытаться непосредственно достать висевшее сверху изображение.
Вознаграждением яв-сь зерно, появлявшееся в кормушке. В ходе первой проверки в ситуации, в к-рой
нужно было объединить эти отдельные поведенческие паттерны, чтобы передвинуть коробку и достать
изображение бананов, голуби вели себя на удивление сходно с тем, как вели себя шимпанзе у К¸лера. В
связи с этими экспериментами возникает интересный вопрос: лежат ли в основе поведения голубей те
же процессы, к-рые использовали шимпанзе у К¸лера, или же в этих экспериментах искусственным
образом вызывалось поведение, характеризующееся лишь внешним сходством, но основанное на
совершенно иных процессах. В принципе, можно научить голубя клевать правильные ответы в
Письменных экзаменах для аспирантов (GRE), так что он мог бы набрать оценку в 1500 баллов, однако
такой процесс сильно отличался бы от тех, к-рые используются людьми, и голуби вряд ли преуспели бы
в обучении в аспирантуре.
Животные в ситуациях решения задач часто обнаруживают некоторое колебание вслед за
внезапным нахождением правильного решения. По крайней мере, в некоторых ситуациях эти решения
представляют собой последовательное развертывание ранее усвоенных или врожденных поведенческих
паттернов. Однако остается открытым вопрос, происходит ли в некоторых из этих ситуаций
принципиально иное перцептивное реструктурирование окружающей среды, к-рое, по мнению К¸лера,
и характерно для истинного Н. т. и.
См. также Интеллект животных, Гештальт-психология, Теории научения
Д. А. Дьюсбери
Научение убеганию—избеганию (escapeavoidance learning)
Научение избеганию и угашение оборонительного рефлекса, как правило, исследуются на
крысах с использованием в качестве аверсивного стимула удара электрическим током. Для изучения
активного избегания крысу помещают в клетку, одна часть пола к-рой находится под электрическим
напряжением, а другая, по крайней мере на нек-рое время, остается безопасной. Крыса должна
переместиться на противоположный конец клетки, чтобы убежать от удара током или избежать его. На
то, чтобы отреагировать перед подачей тока, животное имеет неск. секунд. Неопытные крысы, однако,
не успевают отреагировать за этот промежуток времени и, перед тем как покинуть опасную часть
камеры, подвергаются удару током по меньшей мере в одной пробе. Т. о. традиционное научение
избеганию всегда включает спасение бегством и поэтому называется Н. у.—и.
Когда ситуация организована т. о., что животное не может уклониться, но может только спастись
бегством от удара, в качестве подкрепления рассматривается прекращение удара (отрицательное
подкрепление по Скиннеру), а научение убеганию обычно измеряется сокращением латентного периода
реакции в последующих попытках. В ситуации с единственным исходом (см. ниже), когда
предоставляется возможность избежать удара током, к научению полному избеганию может привести
серия из, напр., 8—10 попыток.
В ситуации с двойным исходом, или при использовании клетки с чередующимися участками
подачи напряжения (shuttlebox), научение избеганию происходит гораздо медленнее, с преобладанием
реакций убегания, и полное научение достигается чрезвычайно редко, если вообще достигается. В
ситуации чередования животное должно научиться перебегать из одного конца камеры в другой всякий
раз, когда подается предупредительный сигнал (звонок или вспышка света). Это представляется
Hosted by uCoz