Navigation bar
  Print document Start Previous page
 701 of 1766 
Next page End  

интеллекта
Э. Б. Пратт
Недирективный психоанализ (nondirective psychoanalysis)
Этот психотерапевтический подход представляет собой смесь традиционного психоан. и
клиентоцентрированной терапии. Осн. понятия клинической психоан. теории (сопротивление,
регрессия, перенос и катарсис) сохраняются, однако психотерапевт занимает недирективную позицию,
оставаясь нейтральным и безличным и используя интерпретацию в качестве терапевтического
инструмента. Психотерапевт стремится быть неавторитарным, он пытается выразить высокое уважение
к индивидуальности и самостоятельности пациента и предоставляет ему макс. возможную
независимость в лечении.
Эта система терапии была разработана Полом, к-рый прошел подготовку сначала в области
клиентоцентрированной терапии, а затем как психоаналитик. Он смог принять установки
клиентоцентрированной теории и редуцировать психоан. процедуры расспроса, зондирования,
конфронтации и диагностики или вообще обходился без них.
Лечение, проводимое в формате индивидуальной терапии, длится 2—4 года. От кандидатов на
лечение ожидается наличие способности к самоизучению, рефлексии и интроспекции. Поскольку лица,
проходящие Н. п., не должны быть пассивными в общении с психотерапевтом или склонными к
подчинению его воле, свободный выбор пациента и его активное решение о прохождении этого рода
терапии имеют решающее значение для успеха.
См. также Клиентоцентрированная психотерапия, Психотерапия
В. Рейми
Недостаточная обучаемость чтению (reading disability)
Н. о. ч. — это состояние, при к-ром «уровень чтения оказывается существенно более низким в
сравнении с ожидаемым для данного возраста и интеллекта, а тж несоизмеримым с культурным, лингв.
и образовательным опытом уч-ся». В этом определении не содержится указаний на конкретный
характер вызывающих ее причин.
Алексия означает полную неспособность читать; под ней обычно подразумевают утрату
способности к чтению в рез-те повреждения или заболевания головного мозга. Дислексия означает
частичное (но, как правило, существенное) нарушение способности к чтению. Нек-рые авторы широко
используют дислексию в качестве синонима Н. о. ч.; др. подразумевают под ней определенную форму
дисфункции ЦНС.
Термин «недостаточная обучаемость» одновременно и шире, и уже по сравнению с термином
«Н. о. ч.». Его более емкое значение определяется тем, что недостаточная обучаемость может, помимо
чтения, относиться к устной речевой экспрессии, пониманию речи на слух, письменной речевой
экспрессии или арифметическим вычислениям и математическому рассуждению. Его более узкое
значение определяется тем, что он требует существенного расхождения между реальным и
потенциальным уровнем достижений и предполагает конституциональную, неврологическую основу.
Кроме того, он исключает случаи, являющиеся преимущественно рез-том зрительных, слуховых или
моторных нарушений, задержек умственного развития, эмоционального расстройства либо соц.,
культурных, языковых или экономических неблагоприятных условий. Федеральные нормы,
регулирующие классиф. детей как страдающих недостаточной обучаемостью, были опубликованы в
Федеральном регистре (Federal Register) 29 декабря 1977 года.
Ряд профессиональных орг-ций, выразивших неудовлетворенность этим федеральным
определением, предложили следующее определение: «Недостаточная специфическая обучаемость —
родовой термин, охватывающий неоднородную по своему составу категорию нарушений,
проявляющихся в значительных трудностях в приобретении и использовании слуховых, речевых,
письменных, логических или математических умений. Эти нарушения внутренне присущи самому
индивидууму и предположительно являются следствием дисфункции ЦНС. Хотя недостаточной
обучаемости могут сопутствовать др. препятствующие условия или влияния окружения, она не является
рез-том этих условий или влияний».
Примерно треть популяции школьников обнаруживает навыки чтения выше среднего уровня,
еще одна треть демонстрирует средний уровень и оставшаяся треть
— навыки чтения ниже среднего
Hosted by uCoz