Navigation bar
  Print document Start Previous page
 709 of 1766 
Next page End  

Л. Бергер
Незрелая личность (immature personality)
Н. л. — это родовой термин, охватывающий ряд связанных, но различимых между собой черт
личности. Главное его значение связано с понятием психол. зрелости. Психол. созревание можно
охарактеризовать как достижение стадии интеллектуального и эмоционального равновесия, на к-рой
индивидуум может совладать с неизбежными разочарованиями и конфликтами, проявляя при этом
минимум инфантильного поведения и восприятия. Т. о., для Н. л. свойственно отсутствие
эмоционального равновесия, при к-ром даже незначительные стрессовые воздействия вызывают
расстройства эмоциональной сферы.
Теме Н. л. посвящено не много эмпирических исслед.; тем не менее иногда выдвигались
клинические предположения об этиологической природе этого расстройства. У людей этого типа часто
уже в детском возрасте обнаруживается эмоциональная нестабильность, низкая фрустрационная
толерантность и выраженная стойкость черт, характерных для самого раннего детства. Считается, что
мн. из них никогда не находились в обстановке зрелого, стабильного, внутренне согласованного соц.
окружения. Предлагались тж теории этиологической роли генетических или перинатальных факторов,
но они обычно не находят эмпирического подтверждения.
Н. л. как диагностическая единица отсутствует в американской нозологической систематике и не
использовалась в европейских кругах в течение неск. лет.
В издании «Руководства по диагностике и статистической классиф. психич. расстройств (DSM)
1952 г. приводится нозологическая категория эмоционально неустойчивой личности, описываемая как
расстройство черт личности, проявляющееся в повышенной возбудимости, неэффективности
совладания со слабыми стрессовыми воздействиями, недостаточной рассудительности и нерегулярно
изменяющихся эмоциональных отношениях к окружающим с плохим контролем интенсивно
проявляемых чувств враждебности, вины и тревоги. Расстройство эмоционально неустойчивой
личности чрезвычайно трудно поддается лечению, поскольку эти пациенты редко обращаются за
помощью по собственному желанию и часто преждевременно прекращают терапию.
Приведенные в издании DSM 1952 г. три подтипа пассивно-агрессивной личности — пассивно-
зависимый, пассивно-агрессивный и агрессивный — служат параллелью подкатегорий пассивной
зависимости и агрессивности Н. л. Пассивно-зависимый тип характеризуется беспомощностью,
нерешительностью и тенденцией льнуть к др., устанавливая зависимые отношения. Паразитический
аспект отношений с окружающими побуждает такого чел. вести себя, как маленький ребенок, в
постоянном ожидании того, что др. будут удовлетворять его потребности.
Пассивно-агрессивный тип склонен к конфликтам с начальством и выражению агрессии в форме
обструкционизма, неэффективности, упрямства, враждебности, манипулирования и скрытого
неповиновения. Они напоминают детей: маленький ребенок, не имея силы, смелости или способности
открыто выражать протест, может демонстрировать медлительность, неэффективность, упрямство и
затаенную обиду при выполнении требуемого от него задания. Рез-ты лечения м. б. положительными в
случаях, когда индивидуум признает обреченную на поражение природу своего поведения.
Агрессивный тип характеризуется стойкими реакциями на фрустрацию, проявляющимися во
вспышках раздражительности и деструктивного поведения, наряду с выраженной зависимостью от
окружающих. Такие люди могут проявлять ничем не спровоцированную и бессмысленную ярость,
после чего столь же непредсказуемо и быстро переходить к демонстрации мрачности, слезливости или
чувства вины. Они редко выходят за пределы ограниченного уровня соц. или профессионального
функционирования вследствие инфантильности и
чрезмерной эмоциональной нестабильности.
Сходство этих субкатегориальных типов очевидно; они часто сочетаются друг с другом.
См. также Неконформная личность, Пассивно-агрессивная личность, Расстройства личности,
Типы личности
П. Магаро, Р. М. Эшбрук
Нейролингвистика (neurolinguistics)
Определяемая широко, Н. — это учение о языке и мозге. Формальная теория психолингв.
развивается во взаимодействии трех научных областей: неврологии, психологии и лингвистики.
Ларненделла настаивал на одновременной интеграции в формальной теории языка и мозга трех
Hosted by uCoz