Navigation bar
  Print document Start Previous page
 710 of 1766 
Next page End  

различных перспектив: открытого речевого и языкового поведения, скрытой нейроанатомии и
нейрофизиологии и функциональной орг-ции речевой и языковой систем как возможной реальности. Он
подчеркивал необходимость включения в состав нейролингвистической теории описаний систем
невербальной коммуникации в челов. поведении, культурных и индивидуальных переменных,
обнаруживаемых в процессе видоизменения среды, механизмов когнитивной обработки информ., а тж
теории челов. познания.
Н. можно охарактеризовать как область изучения того, каким образом люди получают информ.
посредством органов чувств, обрабатывают ее в нейронных цепях и сетях (включ. речевые зоны
головного мозга) и выражают в речи и др. видах поведения. Наиболее важные сенсорные модальности
для обработки и перевода информ. в речь включают зрительную, слуховую и кинестетическую. В
оптимальном случае, информ. получается и выражается по всем каналам согласованно и с одинаковой
эффективностью.
Обработка информ. производится в отношении двух типов символов: теорет., относящихся к
языку, и качественных. Считается, что обработка этих разных типов символов зависит от функций,
локализованных в левом и правом полушариях головного мозга. Теорет. символы, такие как зрительные
лингв. единицы (напр., написанное слово), слуховые лингв. единицы (напр., устное слово), зрительные
количественные единицы (напр., написанные цифры) и слуховые количественные единицы (напр.,
произносимые цифры), обрабатываются преим. в левом полушарии мозга.
Качественные символы сенсорного характера, такие как звуки, вкусовые ощущения или
изображения, связываются с культурными кодами или со смыслами, извлекаемыми из невербальной
экспрессии, исполняемых ролей, соц. дистанции или временных ограничений, и обрабатываются преим.
правым полушарием. Билатеральная симметрия мозга обеспечивает возможность того, что виды и
звуки, приносимые с информ. из внешней среды, будут обрабатываться обоими полушариями
одновременно.
Нейролингвистические данные способствуют пониманию коммуникации, познания, культуры и
их практ. применения. В дополнение к изучению нарушенного функционирования мозга,
разработанные в этой области эксперим. методики использовались для изучения обработки речевой и
языковой информ. у людей, не имеющих явных отклонений от нормы. Эти исслед. показали различия
между считающимися нормальными испытуемыми в том, что касается реакций в сенсорных
модальностях зрения и слуха.
Электрофизиологические эксперименты с применением слуховых и зрительных раздражителей
показывают, что слуховые реакции существенно сильнее в левом полушарии, а зрительные — в правом.
Правое ухо превосходит левое по пороговым характеристикам и способности распознавания
цифр при их одновременном предъявлении на оба уха — отражение доминантности левого (речевого)
полушария. Явное преимущество левого уха было обнаружено в отношении восприятия мелодий и
средовых шумов. Левое ухо имеет прямой доступ к правому полушарию, а оно, как известно, является
доминантным в отношении музыки, аккордов и невербальных звуков.
Люди склонны смотреть вверх и в сторону, когда им задан вопрос и ответ на него обязателен.
По-видимому, одни и те же неврологические проводящие пути и структуры используются и для
обработки внешней стимуляции определенной модальности, и для обработки внутренних образов той
же модальности.
Все люди, не имеющие установленных отклонений от нормы, наделены по существу
эквивалентными сенсорными органами и структурами как в анатомич., так и в физиолог. смысле.
Каждый конкретный человек опирается на ту или иную сенсорную систему как средство восприятия и
понимания мира. С помощью Карты проверки сенсорных модальностей (The Sensory Modality Checklist)
оценивается предпочитаемая индивидуумом сенсорная модальность касательно научения и
самовыражения.
Нейролингвистическое программирование (НЛП) — это область изучения структуры
субъективного опыта, или того, как конкретные люди воспринимают и понимают мир. НЛП —
коммерческое название системы приемов и стратегий межличностной коммуникации, осн. на элементах
трансформационной грамматики и на идентификации предпочитаемых сенсорных репрезентаций в
отношении научения и самовыражения.
Бэндлер и Гриндер выявили процесс, свидетельствующий, что используемые людьми предикаты
отражают предпочитаемые ими сенсорные модальности. Так, индивидуум, придающий особое значение
зрительной системе, употребляет относящиеся к зрению слова и предикаты (глаголы, прилагательные,
наречия), например, «ясный», «яркий», «видеть», «вид».
Hosted by uCoz