Navigation bar
  Print document Start Previous page
 712 of 1766 
Next page End  

содержание дофамина в головном мозге, могут помочь на нек-рое время, но болезнь продолжает
прогрессировать. Одно из главных лекарственных средств при этой болезни — L-дофа.
Норэпинефрин (наз. тж норадреналином) — вещество-передатчик в мионевральных соединениях
симпатической НС; кроме того, он выявлен во мн. отделах мозга. Считается, что пониженное
содержание норадреналина и/или серотонина ведет к депрессии. Лекарственные средства, применяемые
при лечении депрессий, увеличивают содержание норэпинефрина, серотонина или обоих медиаторов.
См. также Ацетилхолинэстераза, Болезнь Альцгеймера, Хорея Геттингтона, Нейрохимия,
Болезнь Паркинсона
Б. М. Торн
Нейронные механизмы научения (neural mechanisms of learning)
В головном мозге, масса к-рого составляет немногим более 1 кг, плотно упакованы многие млрд
вычислительных элементов, соединенных между собой, скорее всего, случайным образом. Ежесекундно
каждый такой элемент преобразует тысячи химических сигналов в электрические, сравнивает их по
величине, а затем снова преобразует в химические сигналы. Все богатство челов. поведения — мысли,
действия и эмоции — есть конечный результат совокупности этих вычислений.
Функция этих вычислительных элементов изменяется с опытом, и потому люди не
ограничиваются выполнением стереотипных образцов поведения, к-рыми они владели с рождения.
Приобретенные модели поведения как раз и выделяют людей среди прочих представителей животного
мира.
Исслед. в этой области проводятся преимущественно на моделях, предполагая изучение или
относительно простых форм поведения, или относительно простых НС (либо то и другое вместе).
Кроме этого, клиническая литература, посвященная локальным поражениям челов. мозга вследствие
травм или болезней, дала нам более глубокое понимание того, какие части головного мозга людей
связаны с научением и памятью. Сочетание этих подходов начинает приоткрывать завесу над тем, что,
где и как изменяется в головном мозге при научении.
Эффекты повреждения головного мозга у людей и животных
Изучение поведенческой дефицитарности у людей с поражениями головного мозга улучшили
наше понимание принципов локализации поведенческих функций в ЦНС. С тех пор как были получены
первые доказательства специфической мозговой локализации даже высших психич. функций, стало
очевидным, что понимание механизмов научения и памяти требует знания того, где следует искать
связанные с ними изменения. Ряд выдающихся клинических исслед. лиц с повреждениями мозга,
вызванными хирургическим вмешательством или травмой, а также эксперим. исслед. на низших
обезьянах, позволяют предположить существование в мозге приматов двух важных систем научения и
памяти: одна локализована в медиальных височных долях коры головного мозга, а другая — в
промежуточном мозге, рядом со средней линией головного мозга.
Эффекты повреждения медиальных височных долей. Важность структур медиальных
височных долей (включ. гиппокамп, миндалину и окружающую новую кору) была эффектно
продемонстрирована в истории болезни Г. М., чел. с интеллектом выше среднего уровня, у к-рого в
1954 г. были удалены обе медиальные височные доли в целях облегчения страданий от инкурабельной
эпилепсии. После операции Г. М. обнаружил глубокую недостаточность способности усваивать новую
информ. о фактах или событиях, причем на протяжении последующих 40 лет не произошло никакого
улучшения этой способности. Эта антероградная амнезия (дефицит памяти на события в период
времени после поражения мозга) имела место при отсутствии к.-л. др. изменений личности или общего
интеллекта Г. М. (после операции, несмотря на амнезию, он получил даже чуть более высокий
показатель по тестам IQ).
Анализ элементарного научения у позвоночных
Изучение историй болезни людей и эксперименты с разрушением участков мозга низших
обезьян дали бесценную информ. о некоторых структурах мозга, связанных с научением и памятью, а
также о природе челов. памяти. Однако большинство этих данных оказалось трудно интерпретировать с
т. зр. того, какую специфическую роль играет та или иная структура челов. мозга в процессе научения,
или, при более аналитическом подходе, какие нейроны или синапсы в этих структурах вероятнее всего
изменяются в результате опыта. Отмеченная трудность связана с тем обстоятельством, что нейронная
схематика и поведение, изучаемые в этих исслед., слишком сложны для анализа. По этой причине
многие исследователи, работающие в этой области, решили изучать более простые формы научения и
Hosted by uCoz