Navigation bar
  Print document Start Previous page
 715 of 1766 
Next page End  

воздействующий на сифон аплизии, вызывает ту же самую реакцию сенсорного нейрона, к-рая,
вследствие уменьшения высвобождаемого количества нейромедиатора, теперь уже не способна
возбудить моторный нейрон после неоднократной активации. В отличие от привыкания, сенситизация
связана с увеличением количества высвобождаемого сенсорным нейроном нейромедиатора в результате
модулирующего действия др. нейромедиатора — серотонина, высвобождаемого облегчающими
промежуточными нейронами под сенситизирующим воздействием сильного раздражителя на хвост
аплизии.
Нейронный механизм ассоциативного обусловливания, по-видимому, представляет собой
усовершенствование механизма, лежащего в основе сенситизации. На поведенческом уровне различие
между этими двумя процедурами состоит в том, что тактильное раздражение сифона предшествует
сильному раздражению хвоста только в павловской процедуре. На нейронном уровне это означает, что
сенсорные нейроны сифона возбуждаются прямо перед высвобождением серотонина облегчающими
промежуточными нейронами. Результат — усиление действия механизма, посредством к-рого
сенситизация повышает рефлекторное реагирование на тактильную стимуляцию.
Долговременная потенциация: изменение силы межнейронных связей
Действительно ли изменение силы синаптических связей яв-ся тем механизмом, при помощи к-
рого происходит научение не только у аплизии, но и у млекопитающих? Ответить на этот вопрос будет
труднее, поскольку исследователи не имеют доступа к идентифицированным нейронам, бесспорно
входящим в состав цепи, ответственной за научение. Однако накопленные данные все же позволяют
предположить, что определенные области головного мозга важны, по меньшей мере, для некоторых
форм научения. Многообещающей стратегией стало изучение механизмов изменения синапсов в этих
мозговых структурах и последующее использование полученной информации для формулирования
выводов о механизмах научения.
Данные, поддерживающие гипотезу о том, механизмом научения у млекопитающих яв-ся
долговременная потенциация (long-term potentiation, LTP), неоднородны по своей природе и потому
выходят за рамки требований сходства и подразделяются на две категории. Во-первых, измерения,
проведенные во время выполнения различных поведенческих задач, показывают, что прирост величины
синаптической реакции коррелирует с ходом научения. Более того, затухание LTP за период в
несколько недель высоко коррелирует с забыванием, свидетельствуя о том, что LTP длится столько же,
сколько сохраняется эффект научения. Во-вторых, фармакологические или генетические процедуры,
блокирующие или ослабляющие LTP, также блокируют или ослабляют эффект научения. Эти факты не
доказывают существования общего механизма, однако но мере того как дальнейшие исслед. открывают
все больше воздействий, одинаково влияющих на LTP и научение, данная категория доказательств
приобретает все большую силу.
Исследователям еще предстоит пройти длинный путь до полного полимания того, как опыт
изменяет взрослый мозг. Надежду на успех вселяет схождение данных, полученных в исслед.
беспозвоночных, грызунов, низших обезьян и людей. Эти данные свидетельствуют, что научение и
память относятся к процессам, происходящим в результате деятельности специализированных отделов
НС. К тому же мы можем вызывать изменение интенсивности синаптической передачи в сетях
связанных нейронов, и эта синаптическая пластичность остается пока наиболее вероятным вариантом
механизма научения.
См. также Потенциал действия, Животные как модели, Повреждения головного мозга,
Химическая стимуляция мозга, Классическое обусловливание, Забывание, Привыкание (габитуация),
Гипоталамус, Экспериментальные исследования памяти, Молярные/молекулярные конструкты,
Нейрохирургия, Психохирургия, Ретикулярная активирующая система, Исследование расщепленного
мозга
П. Ф. Чэпмен
Нейропсихологическая батарея Лурии-Небраска (Luria-Nebraska neuropsychological battery)
Н. б. Л-Н. яв-ся стандартизованной версией комплекса психол. методик, разработанных
российским нейропсихологом А. Р. Лурия и впоследствии реорганизованных Ч. Голденом и его
коллегами в стандартизованную батарею, предназначенную для клинической нейродиагностики. Лурия
рассматривал поведение как результат взаимодействия всех областей головного мозга и предпочитал
использование простых тестовых методик, к-рые отражают сравнительно несложные паттерны
мозговых взаимодействий, чтобы можно было более точно исследовать функциональные системы
Hosted by uCoz