Navigation bar
  Print document Start Previous page
 72 of 1766 
Next page End  

действие первичных законов (сходства и смежности). Напр., Т. Браун приводил доводы в пользу того,
что чем чаще две идеи совместно появляются в сознании, тем сильнее будет ассоциативная связь между
ними, — и такой закон частоты уже доступен для эмпирической проверки.
В XX в. под влиянием бихевиоризма понятие ассоц. идей было преобразовано в понятие ассоц.
стимулов и реакций. Законы ассоц. превратились в законы научения; закон частоты — в закон
постепенного роста кривой научения; закон сходства — в градиент генерализации; смежность идей — в
смежность условных и безусловных раздражителей. В последнее время концепции философов XVIII в.
обрели вторую жизнь вместе с развитием когн. психол., к-рая рассматривает память как ассоциативную
сеть идей (см., напр., работу Андерсона и Бауэра «Ассоциативная память человека» (J. R. Anderson & G.
H. Bower. Human associative memory)),
встроенную в сложную систему обработки информ., —
концепция, напоминающая старое представление об умственных способностях.
Время от времени теория ассоц. подвергалась сомнению; приверженцы гештальт-психологии
отказались от нее целиком и полностью. Тем не менее ассоц. идей остается самой живучей из психол.
концепций, сохраняя в себе всю ист. цепь идей от Платона до когнитивной науки.
См. также Обработка информации, Память, Законы научения Торндайка
Т. Г. Лихи
Астрология (astrology)
А. занимается предсказанием будущего людей и событий на Земле, исходя из наблюдений
взаимного расположения и движения Солнца, Луны и планет. Истоки такого рода практики уходят
корнями в древнейшие периоды челов. истории. Древние наблюдения положений и движений этих
небесных тел сформировали основу для развития сегодняшней научной астрономии. Хотя отделение
объективного наблюдения от иск-ва прорицания произошло до н. э., астрологи оставались
влиятельными фигурами при дворах Европы вплоть до XIV—XV вв.
Все виды астрологических предсказаний опираются на предполагаемую связь между
расположением Солнца, Луны и планет в специфический промежуток времени (напр., рождения
человека). Так составляется индивидуальный гороскоп.
Несмотря на полное отвержение со стороны практически всех имеющих научную подготовку
людей, А. все же вызывает интерес и доверие у значительной части населения. Большинство крупных
газет публикует ежедневный гороскоп, и каждый год издается множество книг, якобы обучающих
читателя гармонизации его личного ритма с соотв. небесными циклами.
См. также Свобода воли, Средневековое мышление, Псевдопсихология
Э. Л. Келли
Аттитюды (attitudes)
На протяжении все истории соц. психологии понятие А. играло центральную роль в объяснении
соц. поведения. А. обычно определяется как склонность реагировать благоприятным или
неблагоприятным образом на некий объект, лицо, институт или событие. Люди могут придерживаться
А., варьирующих по степени благоприятности в отношении самих себя и в отношении любого
специфического аспекта их окружения. Разделяемые широким кругом людей, позитивные А. в
отношении сравнительно абстрактных объектов (свобода, честность, безопасность) называются
ценностями.
А. считается гипотетическим конструктом; будучи ненаблюдаемым, он выводится на основе
измеряемых реакций, к-рые отражают позитивные или негативные оценки объекта А. В классиф.,
истоки к-рой восходят к Платону, выделяются 3 категории реакций: А. могут выводиться на основе
когнитивных реакций или убеждений (отражающих индивидуальное восприятие объекта А. и знание о
нем), аффективных реакций (оценок объекта и испытываемых к нему чувств) и конативных реакций
(поведенческих намерений, тенденций и действий в отношении объекта).
Большинство соц. психологов определяют А. в терминах аффекта или оценки, хотя некоторые
рассматривают их как включающие в себя все 3 перечисленных класса реакций.
Формирование аттитюда. Первые попытки объяснения А. уделяли внимание потребностям или
функциям, к-рые могут выполнять А. Так, предполагалось, что А. обладают инструментальными или
утилитарными функциями (помогая людям получать вознаграждения и избегать наказаний); функциями
знания (организуя и упорядочивая челов. жизненный опыт); экспрессивными функциями (способствуя
Hosted by uCoz