Navigation bar
  Print document Start Previous page
 725 of 1766 
Next page End  

количественным подходом Рейтана. Данный тест появился как уникальный подход для
нейропсихологической оценки и потому вызвал горячую и широкую полемику. Несмотря на бурные
споры вокруг его применения, он стал одним из осн. тестов, используемых в этой области, и в
настоящее время ему обучают во все большем числе программ. Интерпретация производится на основе
анализа конфигураций, дополняемого наблюдениями за тем, как пациент выполнял входящие в батарею
задания. Эти качественные наблюдения в настоящее время организуются в форме, позволяющей
проводить частотный анализ, и т, о. тж формализуются. Сильная сторона батареи Лурии-Небраска
заключается в интеграции качественного и количественного подходов и в более широких возможностях
для проведения научных исслед., предоставляемых системой количественных показателей.
Реабилитация
Область планирования и реализации реабилитационных программ, осн. на
нейропсихологических данных, находится еще в «младенческом» состоянии. Систематических научных
исслед. в этой области практически не проводилось, несмотря на растущий интерес к проблемам
пациентов с церебрально-васкулярными расстройствами и с травмами головы. Гораздо больше было
сделано для инвалидов с периферическими нарушениями. Работы таких ученых, как Диллер, Бен-Ишей,
Гертсман, Гудкин, Гордон и Вайнбергер, указывают на потенциально высокий уровень помощи, к-рую
можно предложить на основе методик когнитивного восстановительного обучения даже людям с
относительно тяжелыми расстройствами.
Теоретические позиции
В Н. есть ведущие теорет. школы. Основу этих ведущих школ нейропсихологической мысли
образуют локализационистская и эквипотенциальная теорет. позиции.
Эквипотенциальная теория
Эквипотенциальная теория, как уже упоминалось, связана с предположением, что все области
мозга вносят равный вклад в общую интеллектуальную функцию. Т. о., конкретная область поражения
мозга не важна, и только степень его повреждения определяет дефицитарность поведения. Мн.
представители эквипотенциального подхода придают особое значение дефицитам в абстрактной или
символической способности, к-рые предположительно сопровождают все формы поражений головного
мозга.
Эквипотенциальная теория оказала сильное влияние на разраб. психол. тестов. Хотя уже были
созданы тесты, по к-рым лица с поражениями мозга получали устойчиво более низкие рез-ты, чем лица
без таких поражений, эти тесты не обладали достаточной различительной способностью, чтобы
использоваться в текущей клинической работе.
Теория локализации
Теория локализации предполагает, что каждая область головного мозга отвечает за
специфические психол. навыки. Поэтому главной заботой в оценивании органических поражений мозга
становится выяснение того, где у конкретного чел. локализовано поражение. Степень повреждения
важна лишь постольку, поскольку более обширное повреждение затрагивает больше областей мозга и,
следовательно, нарушает больше навыков. Но примерно одинаковые по размеру очаги поражения в
разных частях мозга вызывают существенно отличающиеся эффекты. При оценивании конкретного
пациента психолог, работающий в рамках этой теории, вынужден признать, что очень немногие
повреждения действительно ограничены специфической областью. Опухоли, напр., могут вызывать
повышенное внутричерепное давление, поражая т. о. области мозга, находящиеся на значительном
удалении от самой опухоли. Травмы головы нарушают функции не только того полушария, к-рое
непосредственно пострадало от удара, но и функции противоположного полушария, получившего
вследствие смещения косвенный удар от столкновения с костями черепа. Жертвы инсульта часто
обнаруживают нарушение мозгового кровообращения в целом. Почти при любом повреждении мозга
имеет место ухудшение мн. навыков, связываемых с удаленными от очага поражения областями,
особенно в острой фазе расстройства.
Альтернативы
Ни эквипотенциальная теория, ни теория локализации не получают полного подтверждения в
психол. исслед. Эквипотенциальная теория не может объяснить специфические, ограниченные
дефициты, возникающие у нек-рых пациентов без к.-л. общего ухудшения абстрактных способностей
или др. сходных навыков. Теории локализации испытывают серьезные затруднения при объяснении
того, почему специфический недостаток, такой как дисграфия, может появляться почти при любых
очаговых поражениях левого полушария и при мн. поражениях правого полушария.
Не имея оснований окончательно принять одну из этих двух теорий, мн. обратились к поиску
Hosted by uCoz