Navigation bar
  Print document Start Previous page
 733 of 1766 
Next page End  

(дифференцировочного) стимула (S
d
)
все же имеет отношение к контролю порождаемого поведения.
Скиннеровские определения стимула и реакции яв-ся функциональными, а это значит, что, как и всех
остальных необихевиористов, его преим. интересовало молярное поведение, а не специфические
двигательные реакции. Он назвал это оперантным поведением; то же самое Газри называл актами, а
Толмен, Халл и Спенс — просто молярным поведением.
См. также Психология акта, Подходы к учению, Обратное обусловливание, Бихевиоризм,
Классическое обусловливание, Оперантное обусловливание, Позитивизм, Структурная теория
научения, Теоретическая психология
М. Р. Денни
Неонатальное развитие (neonatal development)
Вслед за пренатальным периодом и родами наступает неонатальный период развития,
охватывающий первые недели жизни новорожденного. Средний вес при рождении составляет 7 фунтов,
а рост — 20 дюймов. Быстрый физ. рост, имевший место в пренатальном периоде, продолжается в
течение первого года жизни. Сенсорные и моторные «мощности» (capacities), развивающиеся
пренатально, готовы к работе с рождения.
Защитить младенца от повреждений и обеспечить его выживание помогает то, что ребенок
появляется на свет с набором рефлексов, включ. дыхание, сосание, моргание, чихание, кашель и рвоту,
а тж защитные реакции, предотвращающие закупорку дыхательных путей, и ряд др. рефлекторных
действий. Опираясь на эту рефлекторную основу, ребенок учится подчинять себе среду и развивается
интеллектуально. Сосательный рефлекс упреждает (произвольное) сосание соски, а хватательный
рефлекс кисти предваряет схватывание предмета и перекладывание его из одной руки в другую.
Рефлексы возвещают о начале стадии интеллектуального развития, назв. Ж. Пиаже сенсомоторной.
Новорожденный обладает достаточно широким набором сенсорных умений. Ребенок следит за
объектом, попадающим в поле зрения, и воспринимает формы, контуры, контрастные цвета, яркость,
движение и глубину, отдавая предпочтение стимульным паттернам типа шахматной доски. Младенец
способен отличить правильное изображение лица от искаженного и лицо матери от лица незнакомой
женщины. Ребенок в возрасте 2 недель может высовывать язык и сжимать кулачки, подражая
демонстрирующему эти движения взрослому.
Новорожденные, по-видимому, могут определять местоположение источника звука. Они
различают запахи, напр. запах матери. Сладкая жидкость вызывает у них положительную реакцию, а
соленые, кислые и горькие растворы — отрицательную. Новорожденные обладают тж болевой
чувствительностью.
Тактильная (кожная) чувствительность — наиболее развитый вид чувствительности, особенно в
области губ, языка, ушных раковин и лба. Поглаживая младенца в процессе ухода за ним, родители
передают сообщение о своей любви к нему, крайне важное для психол. благополучия ребенка. Родители
способствуют формированию прочной связи со своим малышом, обеспечивая телесный контакт и
контакт глаз, разговаривая с ним высоким голосом и подавая ему различные сигналы. Младенец
демонстрирует реципрокное привязывающее поведение с помощью контакта глаз, крика, улыбки,
прижимания и подачи разнообразных сигналов.
Дж. Боулби называет эту пронизанную нежностью и любовью связь между матерью и ребенком
привязанностью. Уход за маленьким ребенком стал теперь общей обязанностью, в равной мере
возлагаемой на мать и отца, и оба родителя имеют для младенца одинаковое значение. Младенец
сознает необходимость обоих родителей, обращаясь за помощью и утешением и к матери, и к отцу.
В добавление к возможностям органам чувств младенец использует возможности органов
движения для исслед. окружающего мира. Моторное поведение развивается в том же направлении, в
каком происходит рост плода в утробе матери, т. е. в цефалокаудальном (от головы к пальцам ног).
Каждый ребенок уникален с рождения и требует особого соотношения суммарной
продолжительности циклов сна и бодрствования. Как установила П. Вольф, новорожденный
последовательно испытывает шесть состояний: ровный (глубокий) сон, неровный (поверхностный) сон,
периодический сон (полусон), спокойное бодрствование, активное бодрствование и крик. На
распределение во времени этих состояний и циклов питания, сна и выделения оказывают влияние
врожденные особенности ребенка и его окружение, в первую очередь родители. К наиболее частым
способам, используемым родителями для изменения состояний грудного ребенка, относятся кормление
и укачивание.
Hosted by uCoz