Navigation bar
  Print document Start Previous page
 747 of 1766 
Next page End  

От 4 до 12 лет
В рамках ограниченной семейной среды пройдены критические стадии в развитии самооценки.
Кооперативные отношения со сверстниками подготовили детей к соц. интеграции с миром за пределами
семьи.
Школьные годы. При поступлении в школу эгоцентричным 5-летним детям открывается новая
перспектива. Теперь они уже не занимают того особенного положения, какое занимали в семье.
Положение члена группы предполагает возможность критики и непринятия. Школа наглядно выражает
задачи на этот период развития. Потребность в соц. кооперации и учебной деятельности предсказывает
эмоциональное благополучие и академические успехи в будущем.
Перенос социального научения. Дети эффективно общаются с незнакомыми взрослыми и
сверстниками, меняя жаргон в соответствии с ситуацией. Постепенные изменения грамматики
отражают новые жизненные роли. Речь в целом приобретает все более отвлеченный и понятийный
характер. Однако, хотя дети из семей с высоким социоэкономическим статусом пересказывают
прочитанное на концептуальном уровне, излагая основные мысли, дети из семей с низким
социоэкономическим статусом строят изложение в конкретном, хотя и более контекстно-
ориентированном стиле. Ожидания этих двух групп детей расширяются, так же как и их достижения.
Способность видеть нечто большее, чем целостность. В том, что касается познания, 7-летние
дети способны сосредотачиваться одновременно на нескольких измерениях. Ребенок теперь понимает,
что кусок глины в форме колбаски сохраняет количество вещества после того, как он скатывает его в
шарик. Аналогичное понимание сохранения веса развивается к 10 годам, а понимание сохранения
объема — только к 12 годам. Мышление все еще остается конкретным, без способности обобщать.
Эмпатия и мораль. В соц. плане дети тж способны учитывать другие т. зр., помимо
собственной, и с возрастом эта способность постепенно усиливается. В начале этого периода жизни
дети подходят к разрешению моральных дилемм без должной гибкости или даже с излишней
суровостью, однако они могут поступаться собственными принципами, когда предоставляется
возможность взять кусок торта побольше. По природе детям не свойственно соперничество, и потому
они легко усваивают принципы сотрудничества. К 11 годам они начинают сознавать гибкость норм и
правил, однако несмотря на это продолжают строго следовать им. Хотя и медленно, к ним приходит
понимание, что их собственные мотивы определяют моральную ответственность. 12-летние дети гордо
предлагают большую долю другу или подруге. Мальчики могут казаться агрессивнее девочек и потому
менее социализированными, однако половые различия в развитии социальной ответственности
отсутствуют.
Отрочество-юность
В этот период мальчики и девочки встречаются с задачами взрослой жизни. От них ожидают
самостоятельности в определении своих профессиональных планов, хотя они сохраняют зависимость от
семьи. Отношения с противоположным полом поощряются, но чрезмерное любопытство к этой стороне
жизни сдерживается моральными устоями родителей. Семья постепенно уступает сверстникам роль
главного социализирующего агента.
Период отрочества-юности — продукт технологической культуры XX в. В др. культурах
достижение пубертата неизбежно переводит подростков в разряд тех, от кого ожидают взрослого
функционирования.
Непрерывно пробуя новые модели поведения и пытаясь создать новый имидж, юноши и девушки
примеривают на себя возможные жизненные роли. Взрослым они кажутся эгоцентричными. Беспокоясь
о своей адекватности, подростки вращаются в разных группах сверстников, ища одобрения. Чувство
компетентности приходит с включением в решение соц. задач. Открытый конфликт развивается с теми
родителями, к-рые пытаются взять власть над подросшими детьми, контролировать их поведение или
продолжать обращаться с ними, как с малыми детьми. Семейные правила кажутся несправедливыми
многим подросткам, особенно мальчикам. В этом возрасте половые различия проявляются в каждой
области функционирования.
«А что если...?» — спрашивают подростки. Они совершили квантовый скачок от конкретного к
абстрактному мышлению. Употребляя научную терминологию, можно сказать, что они формулируют
гипотезы о возможностях. Юноши и девушки часто увлекаются приобретением новых умений,
насыщают свою речь двусмысленными оборотами, ищут широких филос. и политических дискуссий. К
ужасу членов семьи, они часто отрабатывают новый стиль ведения полемики на своих домашних.
Кроме того, сугубо личные интересы и заботы выражаются в соц. ожиданиях. Нравственные принципы
становятся важными целевыми установками.
Hosted by uCoz