Navigation bar
  Print document Start Previous page
 765 of 1766 
Next page End  

неблагоприятной среды только краткосрочных положительных эффектов, вызывают рез-ты
Дошкольного проекта Перри (Perry Preschool project)
и отчет, к-рый составили Лазар, Карнез и др.
Положительные сдвиги в развитии, показанные в этих исслед., тж свидетельствуют о необходимости
создания хорошо координированных и надежно контролируемых систем предоставления
образовательных услуг, без к-рых вряд ли можно было бы добиться таких рез-тов. Тремя характерными
особенностями успешных программ, по-видимому, яв-ся индивидуализация обучения, четкое
определение целей/задач/ методов и непрерывная оценка действий и развития ученика.
См. также Альтернативные педагогические системы, Метод Монтессори
К. Ш. Лидц
Обучение во сне (sleep learning)
Под О. во с. понимается планируемое, а не случайное научение во время сна. С теорет. т. зр.,
предъявление материала во время сна освобождает его от конкурирующих сторонних влияний и
критической проверки субъектом. Для реализации такой возможности были разраб. соотв. программы
на аудиокассетах.
Рез-ты эксперим. исслед. носят противоречивый характер: в одних случаях испытуемые
демонстрировали заметные улучшения в научении, в других такие улучшения отсутствовали. Наиболее
хорошие рез-ты, по-видимому, достигаются в состояниях полусна или легкого сна («гемисомнолентных
состояниях»), а наименее хорошие — в состояниях глубокого сна. Индивидуальные различия в
научении во сне, вероятно, яв-ся следствием индивидуальных различий в продолжительности этих
состояний полусна. Такого рода состояния обладают большинством характеристик, присущих
внушению и гипнозу. В частности, возникает возможность получать информ. на входе без ее оценки.
Поэтому, если внушение не находится в откровенном противоречии с базовыми ценностями данного
индивидуума, оно будет усваиваться.
Одна из проблем, с к-рой приходится сталкиваться при оценке рез-тов О. во с., связана с
отсутствием единства определений сна (причем любого уровня сна). Эта ситуация осложняется
использованием нестандартизованных стимулов. Еще одной переменной яв-ся использование
аудиозаписей или естественной речи обучающего. О. во с., т. о., оказывается очень неопределенным
термином. На сегодняшний день отсутствуют систематические эксперим. исслед. в этой области.
См. также Теории научения, Сон
У. Э. Грегори
Обучение детей с особыми потребностями в основном потоке (educational mainstreaming)
Под «обучением в основном потоке» подразумевается включение учеников с особыми
потребностями в обычные классы или программы «осн.» обучения. Такое обучение предполагает
включение детей с различными нарушениями способностей в неспециализированную среду или,
наоборот, включение детей, не требующих особого обучения, в специализированную образовательную
среду, и тогда говорят об обратной орг-ции потоков.
Толчок к созданию программ обучения детей с особыми потребностями в основных потоках
дало федеральное законодательство об образовании инвалидов, к-рое предписывает «наименее
ограничивающее» распределение учеников с установленными особыми потребностями на континууме
от полной интеграции в обычные классы (самый желательный вариант) до постоянного помещения в
классы специальных образовательных учреждений (самый нежелательный вариант).
Обучение детей с особыми потребностями обосновывается рядом предположений: а) дети с
нарушенными способностями будут достигать лучших соц. и учеб. рез-тов в условиях, по возможности
приближенных к обычной учеб. среде; б) объединение и взаимодействие детей с нормальными и
нарушенными способностями будет положительно сказываться на первых и не помешает их прогрессу;
в) все необходимые услуги для поддержания такого объединения детей известны и доступны.
Нарушения способностей не равнозначны. Это обусловлено не только тем, что каждая отдельная
неспособность предъявляет свои индивидуальные требования для приближения к обычным условиям
обучения — напр., устранение строительных конструкций, непреодолимых для детей с нарушениями
опорно-двигательного аппарата, или наличие сурдопереводчиков для глухих детей, — но и тем, что
учителя, ученики и об-во в целом обнаруживают разные аттитюды в отношении желательности
контактов с людьми, обладающими определенными видами нарушений.
Hosted by uCoz