Navigation bar
  Print document Start Previous page
 767 of 1766 
Next page End  

свободы от внешних вознаграждений и ограничений. Тем самым создается благоприятная возможность
для использования эвристики — подхода к решению задач, при к-ром привлекаются интеллектуальные
догадки в отношении возможных способов решения в ситуации, когда в наличии оказывается лишь
часть необходимых данных.
Рез-ты исслед., посвященных сравнительной эффективности объяснительных методов обучения
и О. м. о., не позволили прийти к к.-л. окончательным выводам. Б. Керш проводил эксперименты, в к-
рых студентов колледжа обучали мат. принципам либо традиционными методами, либо им
предоставлялась возможность открывать их эвристическим путем. Студенты усвоили больше материала
в условиях традиционного обучения, однако мотивация к учению оказалась сильнее в условиях О. м. о.
Керш отметил, однако, что мотивация не была достаточно сильной, если студенты не проявляли
готовности работать интенсивно и без посторонней помощи на протяжении 15 мин. или более. Б. Р.
Уортен провел хорошо контролируемое исслед., в к-ром в течение 6-недельного периода ученики 5—6-
х классов обучались арифметике учителями, использовавшими О. м. о. или объясняющий метод.
Объясняющий метод приводил к лучшим рез-там, когда дело касалось немедленного воспроизведения,
однако сохранение материала спустя 5 и 11 недель оказалось лучше в случае О. м. о. Этот метод
открытий тж способствовал лучшему переносу, что выразилось в способности учеников использовать
усвоенные принципы при решении др. типов задач.
Как еще предполагал Ли Кронбах, вполне возможно, что характер реагирования уч-ся на методы
обучения во мн. определяется их культурным происхождением; так, дети из низших слоен об-ва лучше
обучаются традиционными дидактическими или объясняющими методами, особенно когда требования
формулируются четко и подкрепление осуществляется быстро. В соответствии с Кронбахом,
проблемно-ориентированные методы (включая О. м. о.), по видимому, в большей степени подходят для
детей из средних слоев об-ва.
См. также Теория алгоритмически-эвристических процессов, Альтернативные педагогические
системы, Теория обучения, Теории научения
Г. К. Линдгрен
Обучение психотерапии (psychotherapy training)
О. п. принимало различные формы в зависимости от номенклатуры специальностей,
складывающейся в рамках психологии с течением времени. На ранних этапах развития психологии,
когда профильные дисциплины еще не были так дифференцированы, формальной подготовке уделялось
меньше внимания. Определенному типу психотер. можно было обучиться в рамках более формальной
программы, проводимой в специальном учебном учреждении в течение нескольких лет с
использованием как теорет., так и практ. подготовки.
После Второй мировой войны психологов стало больше, психология расширила область своего
распространения и специализацию своих приложений. Между 1947 и 1965 гг. Американская
психологическая ассоциация (АПА) провела несколько конференций для оценки программ подготовки
психологов.
Модель ученого-практика
В рамках этой модели дипломированный психолог в течение первых 2 лет обучения участвует в
ограниченном выполнении практ. лечебных задач, наблюдая работу опытных клиницистов с больными.
На третьем и четвертом году последипломной подготовки уч-ся включается в практикум, в ходе к-рого
за сто работой с больными наблюдает супервизор — представитель учебного заведения, в к-ром он
обучается, или клиники, в к-рой находится больной. Выполнению курсовой (квалификационной)
работы и экзаменам на получение степени доктора предшествует год клинической интернатуры, в
течение к-рого обучающийся обычно проводит супервизируемую психотер. с различными типами
пациентов.
Параллельно с клинической подготовкой программа интерна предусматривает научно-
исследовательскую деятельность, такую как подготовка магистерской и докторской диссертации, цель
к-рой — формирование у обучающегося установки на научное изучение клинических проблем.
Обучение. Уч-ся получают 1 час работы с супервизором на каждые 3 часа проводимой ими
психотер. с больным. Преобладающим стилем супервизии является индивидуальная беседа, в ходе к-
рой уч-ся рассказывает о содержании предшествовавших сеансов психотер.; часто используются
аудиовизуальные материалы и групповые обсуждения.
Этапы супервизии. Предложено несколько стадиальных теорий супервизии, включ. теорию М.
Hosted by uCoz