Navigation bar
  Print document Start Previous page
 774 of 1766 
Next page End  

На уровне исслед. методами факторного анализа нет оснований сомневаться в существовании
фактора g в области когнитивных способностей. Обнаружение сильно нагруженного фактора g всего
лишь следствие более общего явления: все когнитивные тесты, сколь бы разнообразными они ни были,
демонстрируют положительные интеркорреляции в репрезентативных выборках из генеральной
совокупности. Но столь же очевидно, что для объяснения всех этих интеркорреляций между тестами
помимо фактора g необходимо использовать др. факторы. Эти дополнительные факторы, общие только
для определенных групп тестов, получили название «групповые факторы».
Метод многофакторного анализа с вращением (преобразованием) факторов для приближения к
критерию «простой структуры» наиболее ясно продемонстрировал существование групповых факторов,
которые Терстоун назвал «первичные умственные способности». Считается установленным наличие
следующих первичных факторов: логическое рассуждение, вербальное понимание, беглость речи,
легкость числовых операций, пространственная визуализация, перцептивная скорость и ассоциативная
память. Однако мат. сущность предложенной Терстоуном модели факторного анализа препятствовала
выявлению фактора g, к-рый оказался замаскированным среди первичных факторов. Кажущееся
исчезновение фактора g Спирмена в работах Терстоуна и его последователей породило немало теорет.
споров, пока исследователи не пришли к выводу, что это мат. артефакт конкретного метода факторного
анализа. Сам Терстоун в конце концов признал, что при вращении осей первичных факторов для
получения наилучшего решения в соответствии с критерием простой структуры они становятся
облическими (начинают коррелировать между собой), и факторный анализ интеркорреляций между
первичными факторами дает фактор второго порядка, к-рый есть не что иное, как фактор g Спирмена.
Этот тип иерархического факторного анализа, при к-ром g
выявляется как фактор второго (высшего)
порядка, стал в настоящее время наиболее предпочитаемым методом извлечения фактора g.
Оказалось, что невозможно разработать тесты, являющиеся чистыми факторными мерами
первичных умственных способностей. Тесты первичных умственных способностей всегда существенно
коррелируют между собой, что объясняется вкладом фактора g во все когнитивные тесты. Т. о., самые
«чистые» тесты, к-рые только можно придумать, измеряют одну из первичных умственных
способностей в сочетании с фактором g, причем фактор Спирмена обычно объясняет более
значительную часть общей дисперсии (индивидуальных различий) тестовых показателей.
В настоящее время не существует общепринятой теории в отношении фундаментальной
природы фактора g, и мы по-прежнему далеки от понимания механизмов мозга, к-рыми можно было бы
объяснить фактор Спирмена.
Хотя фактор g
не имеет пока удовлетворительного теорет. обоснования, он, без сомнения,
служит сильнейшим источником индивидуальных различий в любой мало-мальски сложной
познавательной деятельности, проявляясь в форме поведения, к-рое можно оценить с позиции
объективного стандарта выполнения.
См. также Интеллект человека
А. Р. Дженсен
Объективная психология (objective psychology)
Термином «объективная психология» в его узком смысле обозначаются психол. воззрения И. М.
Сеченова, И. П. Павлова и В. М. Бехтерева, пришедших в результате изучения рефлексов и
обусловливания к объяснению психол. явлений, включ. высшие психич. процессы, как зависимых от
конфигураций рефлексов в ЦНС и особенно — в головном мозге. Бехтерев сначала назвал свою работу
О. п., а уж затем — «рефлексологией». В более широком смысле термин О. п. используется для
обозначения таких психол. доктрин, для к-рых характерен скептический и натуралистический подход к
явлениям, традиционно называемым сознательными или психич. В самом широком смысле термин О. п.
— это психология, разделяющая взгляд на науку как на публичное, эмпирическое предприятие,
основной принцип к-рого — научные исслед. должны проводиться таким образом, чтобы любой
заинтересованный член научного сообщества мог воспроизвести его результаты. Расхожее
употребление термина О. п. не связано ни с какой конкретной психол. системой, а указывает на
общность представлений, присущих некоторым направлениям в психологии XX в. — преимущественно
бихевиористским школам, но не только им.
Объективист считает само поведение достойным изучения, полагая, что психол. термины для
обозначения внутренних состояний или условий воскрешают донаучное мышление.
Первоначально О. п. переплеталась с психологией животных, ассоцианизмом и эксперим.
Hosted by uCoz