Navigation bar
  Print document Start Previous page
 775 of 1766 
Next page End  

психологией. Эти традиции и объективистские традиции — не одно и то же, хотя многие их
смешивают. Нередки и случаи расширения понятия О. п. и отождествление его с такими теорет.
предпочтениями, как а) детерминизм и б) редукционизм (система взглядов, согласно к-рой психол.
процессы «всего лишь» физиолог. события). Представители О. п. были и остаются детерминистами, но
детерминистами являются и гештальтисты. Системы Скиннера и Кантора принадлежат к тем
объективным направлениям, к-рые не сводят психол. события к физиолог., как это, по-видимому,
делала российская школа О. п.
См. также Бихевиоризм, Теоретическая психология
Э. Б. Пратт
Объем памяти (memory span)
О. п. относится к максимальному числу несвязанных между собой объектов, к-рые можно
удержать в памяти и повторить или осознать за один раз. О. п. относится не к продолжительности
сохранения в памяти, но лишь к количеству материала, к-рое можно удерживать одновременно в
сознании.
Измерение объема памяти. Метод оценки О. п. описан более века назад, и с тех пор
использовались различные подходы к его измерению. Общепринятым методом определения О. п. яв-ся
зачитывание вслух перечня пунктов чел., проходящему тестирование. Перечень может состоять из
несвязанных между собой цифр, букв или слов. После завершения ряда чел. просят его повторить.
Серии постепенно удлиняются до тех пор, пока тестируемый не терпит неудачу в этом задании.
Клиническая оценка. В ряде психометр. тестов меры О. п. используются для помощи в оценке
и постановке диагноза. О. п. яв-ся одной из широкого множества взаимодействующих способностей, к-
рые вносят свой вклад в общий уровень функционирования, измеряемый некоторыми тестами
интеллекта. Шкала интеллекта Стэнфорд—Бине первоначально использовалась при оценке IQ у
детей.
На различных уровнях этого теста ребенка просили повторять цифры по порядку; предполагают, что с
увеличением возраста дети способны повторять возрастающее число цифр. В 2,5 года от ребенка
ожидают, что он сможет повторить две цифры, три цифры — в 3 года, четыре цифры — в 4,5 года, пять
цифр — в 7 лет, и шесть цифр — в 10 лет. Нормальный О. п. взрослого составляет около семи цифр.
Тест «Повторение цифр» — это один из нескольких субтестов Векслеровских шкал интеллекта,
к-рые могут способствовать оценке не только интеллектуального функционирования, но также
некоторых характеристик личности. Тест «Повторение цифр» можно сочетать с др. мерами для
оценивания степени отвлекаемости. Легко отвлекаемые люди испытывают затруднения с точным
восприятием и кодированием. Кроме того, тест «Повторение цифр» требует не только точного
припоминания и соблюдения последовательности цифр, но и их озвучивания. На выполнение этого
теста, особенно когда обследуемого просят повторить цифры в обратном порядке, существенно влияют
тревога или напряжение.
Тесты О. п. также используются в клинической оценке взрослых, страдающих от различных
нарушений, таких как болезнь Альцгеймера. Хотя, по-видимому, и в процессе нормального старения
возникают минимальные изменения объема памяти, люди, страдающие болезнью Альцгеймера,
обнаруживают подобное ухудшение в значительной степени. Тест «Повторение цифр» яв-ся полезным
инструментом в общей оценке недостаточной обучаемости, мозговых нарушений и задержки психич.
развития.
О. п. в лаборатории. Лабораторное исслед. О. п. стало частью изучения моделей памяти как
обработки информ. О. п. называют также кратковременной памятью, к-рая яв-ся этапом обработки
информ. в направлении из сенсорной памяти через кратковременную память в долговременную память.
Размер О. п. был основным вопросом важной статьи Миллера, озаглавленной «Магическое число семь:
некоторые пределы нашей способности перерабатывать информацию». Т. зр., выраженная в этой статье,
предзнаменовала появление когнитивной перспективы в психологии.
О. п. в повседневной жизни. О. п.
играет главную роль в любой деятельности, для к-рой
необходимо извлекать информ. из долговременной памяти. Когда это происходит, то в любой данный
момент времени возможно воспроизвести примерно лишь такое количество единиц информ., к-рое
можно удержать в кратковременной памяти. Более того, О. п. весьма важен для способности понимать
речь (необходимо помнить начало предложения столь долго, чтобы понять смысл его окончания),
делать записи, а также выполнять множество задач, начиная от набора телефонного номера до
запоминания того, что ты ищешь на кухне.
Hosted by uCoz