Navigation bar
  Print document Start Previous page
 777 of 1766 
Next page End  

внимание обращается на специфические комплексы действий как мишени процесса изменений, к-рые в
обстоятельствах добровольного обращения за помощью представлены в жалобах клиента.
Теория ограниченной во времени психотерапии
Модель 12 интервью, разраб. Джеймсом Манном, имеет два теорет. корня. Во-первых, еще Ранк
настаивал на установлении твердой даты окончания терапии, что составляло важную основу его
терапии воли.
Во-вторых, Манн, признавая важность практ. применения идей Ранка, опирался на свой анализ
психологии времени. Указывая на эволюцию чувства времени от детского ощущения его бесконечности
до возрастающего осознания его конечности в жизни любого индивидуума, он разраб. модель лечения с
учетом этой особенности, сообразуясь с тем, что он считал важным компонентом психопатологии.
Психотерапевтами накоплен значительный положительный опыт использования этого метода.
Сравнения эффективности ограниченного во времени (18 сеансов) и не ограниченного (в среднем 37
интервью) лечения с использованием клиент-центрированного и адлерианского подходов не
обнаружили достоверных различий в исходах. Аналогичный рез-тат был получен при сравнении
ограниченной во времени (8 интервью) и неограниченной социальной работы с больными.
См. также Кризисное вмешательство, Новаторские психотерапии
Э. С. Бордин
Одаренные и талантливые дети (gifted and talented children)
Из множества определений О. и т. д. одно определение, используемое федеральным
правительством, отражает стремление учесть по возможности все аспекты детской одаренности и
подразумевает движение за создание особых образовательных возможностей для таких детей. Это
определение гласит: «Под О. и т. д. имеются в виду дети и, в соотв. случаях, молодые люди, к-рые в
дошкольных учреждениях, начальной или средней школе были распознаны как обладающие
актуальными или потенциальными способностями, к-рые свидетельствуют о высоком потенциале в
таких областях, как интеллектуальная, творческая, специфическая учеб. или
организаторская/руководящая деятельность, а тж изобразительное иск-во и актерское мастерство, и к-
рые в силу этого нуждаются в услугах и занятиях, обычно не предоставляемых школой».
Это определение узаконивает весьма широкое понимание одаренности, на основании к-рого к
категории О. и т. д. можно отнести учеников, попадающих или могущих попасть в 3—5% верхнего
конца распределения всех учеников по их успешности. Систематические попытки распределить этих
людей по категориям начались с работ Ф. Гальтона. Появление интеллектуального тестирования дало
нам объективную меру, с помощью к-рой внутри широких статистических границ можно
идентифицировать детей с наивысшим потенциалом — интеллектуально одаренных. Л. М. Т¸рмен на
всю жизнь сохранил интерес к гениальным и одаренным людям. Т¸рмен организовал лонгитюдное
исслед. 1500 одаренных людей, к-рое продолжалось и после его смерти.
Все эти события положительно сказались на выявлении одаренных, хотя они имели и
отрицательную сторону, потому что одаренность определялась исключительно на основе IQ. Опора
только на IQ при выявлении одаренных детей исключает из рассмотрения мн. уч-ся, принадлежащих к
др. культуре. В связи с этим предпринимались усилия найти средства выявления О. и т. д. в разных
культурах.
Хотя О. и т. д. можно отыскать во всех слоях нашего об-ва, все же их больше в стабильных
семьях и среди лиц с социоэкономическим статусом выше среднего. Обычно они преуспевают в учебе и
имеют высокий соц. статус в школе, здоровы физически и не обнаруживают эмоциональных
нарушений. Эти же самые положительные характеристики относятся к ситуации в семье и к
социоэкономическим группам, из к-рых эти О. и т. д. происходят.
Одаренные дети по мере своего взросления сталкиваются с теми же проблемами, что и все дети,
но к ним добавляются др. проблемы, связанные с их одаренностью. Эти дополнительные проблемы м. б.
вызваны давлением ожиданий со стороны окружающих или самого ребенка. Проблемы могут возникать
из-за невозможности подобрать себе равноценных партнеров в соц. и учеб. среде. Трудности в
отношениях со сверстниками и взрослыми могут тж возникать в тех случаях, когда таланты детей
становятся источниками соц. и поведенческих неприятностей.
Осн. направление движения в поддержку особого обучения О. и т. д., по-видимому, имеет две
цели: реализовать потенциал этих детей на благо об-ва и реализовать их потенциал ради успеха и
счастья самих детей. Предлагаемые программы такого рода включают прием в школу раньше
Hosted by uCoz