Navigation bar
  Print document Start Previous page
 786 of 1766 
Next page End  

реагирует в силу того, что его поведение имело положительные подкрепляющие последствия, обычно
чувствуют себя свободными. Им кажется, что они делают то, что им хочется делать. Те, кто реагирует в
силу того, что подкрепление оказалось отрицательным, и кто поэтому, избегая или опасаясь наказания,
делает то, что должен делать, не испытывают такого чувства. Эти различия никак не связаны с самим
фактом свободы.
Эксперим. анализ О. п. привел к разраб. технологии, к-рую часто называют модификацией
поведения. Она заключается в изменении последствий поведения — удалении последствий, — к-рые
вызвали проблемы, или выработке новых последствий для усиления желаемого поведения. Исторически
челов. поведение регулировалось преимущественно на основе отрицательного подкрепления, т. е.
людей наказывали, когда они не делали того, что имело подкрепляющие последствия для тех, кто мог
их наказать. Положительное подкрепление использовалось гораздо реже, отчасти потому, что его рез-
ты оказываются неск. отсроченными во времени по сравнению с наказанием, хотя оно может быть столь
же эффективным, как и отрицательное подкрепление, и к тому же вызывает гораздо меньше
нежелательных побочных эффектов.
См. также Модификация поведения, Классическое обусловливание, Законы научения Торндайка
Б. Ф. Скиннер
Оперативная память (working memory)
Фактически все виды психич. деятельности требуют координации нескольких порций информ.,
нескольких идей, или нескольких сенсорных входов. Людям часто приходится начинать работать над
идеями или входными сигналами по одному и лишь затем интегрировать их в целый пакет. Рассмотрим
процесс чтения к.-н. длинного предложения: сначала необходимо расшифровать более ранние слова
предложения, затем удерживать эти слова в памяти во время работы над следующими словами. Далее,
как только распознаны несколько слов, необходимо объединить эти слова для того, чтобы понять целую
фразу. Аналогичным образом можно рассмотреть простой план: необходимо сначала определить свою
цель, а затем удерживать этот выбор, чтобы сосредоточиться на предшествующих шагах, необходимых
для достижения этой цели. Тогда, если эти предшествующие шаги предприняты, нужно обдумать цель
снова, чтобы выбрать следующие шаги.
Эти примеры наводят на мысль о взаимодействии мышления и памяти: чтобы уделить внимание
одному аспекту проблемы, необходимо отставить в сторону др. аспекты, однако последние должны
оставаться доступными, чтобы можно было объединить их в полный пакет. Память, делающая это
возможным, называется рабочей, или О. п. Когда информ. используется в текущий момент или может
вскоре понадобиться, она сохраняется в О. п. В сущности, О. п. функционирует как внутренний
электронный блокнот, хотя эта метафора отводит О. п. слишком пассивную роль. Информ. в О. п.
должна быстро поступать в распоряжение пользователя, чтобы облегчить легкий доступ к необходимой
информ. Но для того чтобы сделать легкий доступ возможным, объем О. п. должен быть ограниченным
(чтобы поиск в этой памяти не составлял труда).
Вторичная память может удерживать огромное количество информ. (а именно все
приобретенные чел. знания). Однако, как следствие этого, необходимы значительное время и усилие,
чтобы определить местонахождение информ. в этом огромном складе. Предположительно, вторичная
память удерживает материал очень долгое время и поэтому в некоторых работах ее называют
долговременной памятью (ДП). О. п. необходима для сохранения материала лишь на протяжении
времени работы с ним и поэтому в более ранних работах, она описывается как кратковременная память
(КП).
Во мн. ранних исслед. О. п. особо подчеркивается ее роль в усвоении нового материала.
Несколько принципов яв-ся решающими для понимания этого. Мы склонны обдумывать материал, к-
рый только что заметили, и таким образом вновь поступающий материал, несомненно, получает доступ
в О. п. Информ. в О. п. легко отыскивается и поэтому, вероятно, сообщается в любом виде тестов
памяти. Кроме того, процесс запоминания (т. е. помещения материала во вторичную память) обычно
облегчается, если мы понимаем и активно обдумываем подлежащий запоминанию материал (ПЗМ). Эта
работа с ПЗМ скорее всего потребует времени и усилий и потому также потребует поддержки О. п.
Следовательно, материал, к-рый просто быстро проходит через О. п., вряд ли запомнится, тогда как
материал, к-рый находится в О. п. в течение более длительного времени, скорее всего сохранится в
памяти, если это время будет потрачено соответствующим образом (т. е. на активную обработку ПЗМ).
Только что услышанный или увиденный материал обычно запоминается достаточно хорошо —
Hosted by uCoz