Navigation bar
  Print document Start Previous page
 792 of 1766 
Next page End  

11. Описание рез-тов.
Ниже кратко комментируются только первые шесть из этих шагов. Чрезвычайно важной задачей
яв-ся тщательная детализация целей исслед.; такая работа позволяет устранить лишние пункты из О. и
тем самым повысить коэффициент отдачи. Эти цели затем операционализируются в процессе
проектирования и разраб. текста О. Т. Дж. Бучард говорит о наличии ряда «правил большого пальца»,
осн. как на исследовательских данных, так и на опыте, позволяющих улучшить принятие решений на
этой стадии. Эти правила связаны со следующими действиями: по возможности использовать группы
респондентов на максимальном числе шагов разраб. О.; избегать двусмысленности и неопределенности
любой ценой; ограничивать формулировки вопросов единственной идеей; добиваться максимальной
краткости пунктов; формулировать вопросы на уровне владения языком в целевой популяции
респондентов; по возможности использовать вопросы, предполагающие выбираемый, а не свободный
ответ; реализовывать процедуры, позволяющие снижать влияние соц. желательности и др. типов
реакций. К редактированию следует привлекать как специалистов по конструированию О., так и
представителей популяции респондентов. В дополнение к этому, проверки «читаемости» О. позволяют
убедиться, что формулировки в тексте соответствуют образовательному уровню респондентов. Порядок
вопросов в О. (или при устных опросах) имеет большое значение и должен быть тщательно продуман.
О. желательно снабдить не только инструкциями, но и введением. Если предполагается
проведение опроса по почте, в индивидуальный комплект О. следует включить пустой конверт с
марками и вписанным обратным адресом.
Предварительная проверка О. яв-ся чрезвычайно важным шагом процедуры разраб.
Интервьюирование или письменные комментарии респондентов могут вскрыть потенциальные
трудности, к-рых можно избежать в дальнейшем.
Вопросы, связанные с анализом данных, невозможно детально рассмотреть в краткой статье.
Однако способы анализа, применяемые для др. психол. измерений (корреляции между пунктами,
надежности и валидности), часто подходят для О.
Обеспечение адекватной и непредубежденно относящейся к опросу выборки, вероятно,
представляет собой наибольшую проблему в исслед. с применением О. Проблема неполученных
ответов имеет две стороны. Во-первых, мн. респонденты не отвечают на О. Вместе с тем респонденты,
не отвечающие на вопросы, зачастую отличаются от тех, кто отвечает. Здесь могут помочь нек-рые
стратегии повышения коэффициента отдачи, напр., продуманные формулировки просьб и предложения
небольших вознаграждений. Др. стратегия состоит в интервьюировании случайной выборки
респондентов, не ответивших в ходе опроса.
К. Ф. Гейзингер
Опросы общественного мнения (opinion polls)
Можно проводить различие между двумя типами О. о. м. — в одном точность рез-тов опроса
может оцениваться на основе последующего события; в др. собираются мнения, но рез-ты м. б.
проверены
только путем оценки их внутренней согласованности или при помощи др. опроса.
Преимущественными примерами первого типа служат предвыборные прогнозы; к примерам второго
типа относится изучение текущего отношения в об-ве к таким проблемам, как налогообложение,
аборты, ограничение ядерных вооружений и контроль иммиграции.
Официальные референдумы в отношении к.-л. общественной проблемы проводятся крайне
редко. Это означает, что опросы, в к-рых респонденты занимают четко выраженные позиции по
актуальным проблемам, служат для членов законодательных органов важным средством выяснения
мнений и желаний их избирателей.
По-видимому, соц. значение О. о. м. состоит в том, что он служит противоядием групп.
давлению, поскольку грамотно — с научной т. зр. — проведенный опрос позволяет получать
достоверные оценки настроений в об-ве.
Основополагающий принцип опросов, впервые осознанный пионерами в этой области в 1930-х
гг., состоит в том, что более достоверные прогнозы в отношении рез-тов выборов м. б. получены в ходе
обследования небольшой выборки с определенными характеристиками, чем на большой выборке с
неизвестными характеристиками. Совр. методы конструирования выборок отличаются широким
разнообразием, однако все они, по существу, состоят из трех следующих фаз:
1. Четкое определение группы, в отношении к-рой будет осуществляться прогноз.
2. Принятие решения о размере будущей выборки.
Hosted by uCoz