Navigation bar
  Print document Start Previous page
 794 of 1766 
Next page End  

этих феноменов.
Самоактуализация
Эмпирическое и теорет. исслед. О. ф. привело А. Маслоу к выделению двух осн. сфер челов.
потребностей. Одна, получившая назв. Д (D), или сфера дефицитов (deficiency realm), составлена из
самого необходимого, в чем мы нуждаемся, чтобы быть деятельными, работоспособными людьми.
Сюда входят физиолог. потребности в пище, воде и др. биолог. нужды; потребности в безопасности,
защищающей от страха и хаоса; потребности в принадлежности и любви, защищающих нас от
одиночества благодаря включенности в семейные или дружеские отношения; и потребности в
уважении, к-рое необходимо для самоуважения и самолюбия, ощущения собственных достижений и
собственной ценности. Эти потребности яв-ся состояниями дефицита, с к-рыми должен справляться
каждый из нас, чтобы достичь минимального соответствия статусу чел.
Сфера Б (В)
включает потребности, к-рые дают нам возможность быть оптимально
функционирующими людьми. Сюда входят наши потребности в самоактуализации и наши эстетические
потребности. Маслоу утверждал, что потребности Б-уровня, или метапотребности, столь же
необходимы, как и потребности Д-уровня. Если Д-потребности не удовлетворяются, это приводит к
физиолог. или психол, нарушениям. Если не удовлетворяются потребности Б-уровня, это приводит к
развитию метапатологий.
Согласно Маслоу, развитию самоактуализирующихся людей способствуют интенсивные
моменты самозабвенного порыва, восхищения и озарения, назв. им «пиковыми переживаниями».
Переживание этих моментов иногда выводит чел. из области самоактуализации в область, к-рую
Маслоу называл Зет-сферой (Z realm), где чел., преодолевая границы собственного Я, совершает
прорыв в пространстве и времени.
Прекрасные и благородные личности. Развивая традиции подхода Маслоу, Лэндсмен разраб.
систему для описания и эмпирического исслед. оптимально функционирующего чел., к-рого он
описывает как «прекрасную и благородную личность» (Beautiful and Noble Person). Используя с этой
целью континуум, исходной точкой к-рого яв-ся нормальность (обозначающая лиц, свободных от
патологии и адекватно воспринимающих реальность), Лэндсмен описывает «прекрасную и
благородную личность» как развитие Я, идущее от подверженного страстям Я, ищущего
самовыражения и удовольствий, через любящее свою среду Я, когда чел. сильно заботит физ. среда и
задачи, к-рые он выполняет в этом мире, к сострадающему Я, к-рое дает чел. возможность любить др.
людей и заботиться о них.
Полноценно функционирующий человек
Роджерс описал то, что он считал оптимально функционирующим или, как он предпочитал наз.,
«полноценно функционирующим чел.». В противоположность подходу Маслоу, Роджерс сосредоточил
свои усилия не на описании особенностей оптимально функционирующих людей, а на рассмотрении
полноценного функционирования как непрерывно, день за днем совершающегося в жизни каждого чел.
процесса. Его работы внесли существенный вклад в развитие области психотер., однако в них
практически не уделялось внимания строгим эмпирическим исслед. здоровых индивидуумов за
пределами терапевтической ситуации.
Роджерс исходит из допущения, что каждый чел. обладает способностью актуализировать или
реализовывать свой собственный природный потенциал. Ключ к этому заключается в сохранении
данным чел. контакта со своими глубинными чувствами, к-рые Роджерс наз. организмическими
переживаниями (organismic experiences), или переживаниями на уровне целостного организма. О. ф.
осуществляется в том случае, когда чел. оказывается способен отдавать себе полный сознательный
отчет в том, что происходит на этом более глубоком, непосредственном, организмическом уровне. Чел.
должен суметь развить систему представлений о себе или Я-структуру, к-рая способна оставаться
конгруэнтной или находиться в гармонии с его собственными глубинными чувствами или
переживаниями.
Этот вид личностного развития может происходить наиболее легко в случае, когда данный чел.
имеет в своем окружении др. людей, к-рые могут обеспечить «безусловно положительное отношение»:
тип любви, принятия и понимания внутреннего бытия индивидуума. Это не что иное, как уважение
внутренней системы координат конкретного чел. или его способа понимания мира. При наличии
безусловно положительного отношения к чел. он может развить в себе целый ряд желательных качеств.
Во-первых, он может стать открытым к широкому спектру переживаний без необходимости к.-л.
образом защищаться и будет почти полностью сознавать эти переживания. Такой чел. будет способен
проявлять гибкость и поддерживать состояние непрерывного роста и изменения. Это не только
Hosted by uCoz