Navigation bar
  Print document Start Previous page
 813 of 1766 
Next page End  

В фокусе внимания предыдущих исслед. находились реакции людей на воспринимаемую
ответственность других за соотв. положительные и отрицательные последствия; вместе с тем есть
данные о том, что само приписывание ответственности человеку тж влияет на поведение этого
человека. Шленкер показал, каким образом люди реагируют, когда ключевые информативные признаки
ситуации позволяют сделать вывод об их вероятной ответственности за отрицательные события. В
таких случаях люди пытаются найти объяснение ситуации, прибегая к извинениям, предназначенным
минимизировать их ответственность за данное событие или оправдывающим обстоятельствам,
позволяющим уменьшить отрицательность события или его последствий.
В этих неск. исслед. находят свое документальное подтверждение, в сравнительно
контролируемых условиях, те феномены, к-рые могут наблюдаться в повседневной жизни, и
конкретизируются и детализируются те переменные, к-рые обусловливают атрибуции ответственности
и последствия таких атрибуций. Когда людям приписывается ответственность за неблагоприятные
последствия, они негативно оцениваются другими и их отношения с другими ухудшаются. Другие
менее охотно взаимодействуют с ними, а когда они это делают, процесс такого взаимодействия
ослабляется, приводя к снижению групповой продуктивности. С позитивной стороны, ответственность
за положительные события вызывает одобрение, расположение и симпатию и увеличивает стремление к
взаимодействию. К сожалению, эти положительные эффекты не возникают с той же степенью
надежности, как негативные.
См. также Судебная психология, Моральное развитие
М. Шоу
Открытое образование (open education)
Обычно педагоги расходятся в своих определениях того, какие условия способствуют
«открытости» школьного обучения. Нек-рые полагают, что сюда можно отнести любую форму
обучения, отличающуюся от традиционных и формальных учеб. процедур; по мнению других, при по-
настоящему открытом обучении ученики могут ходить по классу и говорить, когда они захотят, сами
создавать большую часть учеб. материалов и принимать если не все, то большинство решений в
отношении того, чему они будут учиться и когда они будут этому учиться. Вероятно, большинство
сторонников О. о. предпочло бы ситуации обучения/ учения, к-рые будут находиться где-то между
этими двумя крайностями.
Перечислим осн. идеи О. о.:
1. Поощрение и побуждение активности учащихся в ходе занятий. Если учащиеся на принимают
в них активного участия, они не учатся по-настоящему.
2. Индивидуальный подход в обучении. Характер учеб. материалов меняется в зависимости от
потребностей, интересов и уровня подготовки. Учащиеся обучаются в небольших группах, чтобы
учителя могли уделять больше внимания специфическим потребностям каждого.
3. Разнообразие методов обучения. Учеб. деятельность не ограничивается традиционными
лекциями, чтением, устными ответами и тестированием.
4. Открытость структуры. Допускается экспериментирование со смешиванием классов,
групповым обучением и архитектурными приспособлениями, к-рые создают свободу передвижения и
удобства для работы.
5. Релевантность повседневной жизни. Отправным пунктом для учеб. деятельности служат
интересы и жизненный опыт учащихся, и предпринимаются попытки связать все то, что изучается или
рассматривается, с реальным миром, находящимся за стенами классной комнаты.
6. Гуманность. Учителя стараются сделать так, чтобы учащиеся чувствовали с их стороны
одобрение, поддержку, вознаграждение, понимание, уважение и принятие. Всячески поощряются
теплота, откровенность и групповая сплоченность.
7. Применение принципов соц. психол. Учителя хорошо разбираются в принципах групповой
динамики и используют их при групповом решении задач и в формах деятельности, предназначенной
для улучшения паттернов взаимного одобрения и принятия среди учащихся.
Движение за О. о. приобрело наибольшую известность в англоязычных странах и в Европе.
Результаты исслед., посвященных оценке эффективности программ О. о., неоднозначны. В одних
исслед. приводятся свидетельства того, что учащиеся, в течение ряда лет обучавшиеся по программам
О. о., демонстрируют более положительные аттитюды к себе и другим, а тж к школе и учеб.
деятельности, и яв-ся более творческими в сравнении с обучавшимися по более традиционным
Hosted by uCoz