Navigation bar
  Print document Start Previous page
 816 of 1766 
Next page End  

правильная информ. снижает страхи и ободряет людей, предоставляет стандарты самооценки и
предотвращает появление стресса.
См. также Теория навешивания ярлыков, Психологическое здоровье
В. Карл, Дж. Биндер
Отношения «родитель—ребенок» (parentchild relations)
Когда люди становятся родителями (в результате беременности, усыновления ребенка или
повторного брака), они оказываются в ситуации нарушенного равновесия, адапт. к к-рой требует
значительных усилий. Родители стремятся установить тесные взаимоотношения со своим
новорожденным или приемным ребенком, однако при этом они тж хотят сохранить хорошие
супружеские отношения, дружеские связи и, возможно, продолжить свою профессиональную карьеру.
Появление нового ребенка означает для супругов ограничения, к-рых прежде не существовало.
Все больше отцов начинают понимать важность той роли, к-рую они играют в развитии ребенка.
Исслед. отцов и их взаимоотношений с младенцами подтверждают, что мн. отцы могут со вниманием
относиться и чутко реагировать на своих малышей и что младенцы формируют привязанность как к
матерям, так и к отцам примерно в одном и том же возрасте. Вероятно, наиболее яркие доказательства
способностей мужчин ухаживать за ребенком предоставляют исслед. мужских особей приматов,
отличавшихся низким интересом к своему потомству, но оказавшихся в ситуации, где им приходилось
жить с детенышами, у к-рых отсутствовали матери. В этих обстоятельствах взрослые самцы проявляли
значительную компетентность в воспитании детенышей.
Взаимная социализация и синхрония в отношениях между родителями и детьми
Белл провел обзор ряда исслед., посвященных влияниям воспитателя на детей, и высказал
соображение, что эти влияния могли вызываться поведением ребенка в не меньшей мере, чем
поведением воспитателя. Одним из замечательных открытий прошлого десятилетия стал тот факт, что
родители существенно различаются по степени проявляемой чуткости к потребностям своих детей.
Нек-рые родители быстро улавливают настроения ребенка и периоды неблагополучия и стараются
успокоить малыша. Это наз. синхронией. Другие не замечают, что необходимо предпринять к.-л.
действия, либо реагируют медленно. Это наз. асинхронией. С позиций психоан. подхода, синхрония
будет формировать у младенца чувство доверия, тогда как асинхрония будет порождать недоверие.
Теория научения делает акцент на наличии или отсутствии ясных условий вознаграждения (reward
contingencies). Ясные условия облегчают научение.
Недавно группа исследователей продемонстрировала, что синхрония матерей с потребностями
их младенцев возбуждает физиолог. реакции и что эти биолог. показатели позволяют предсказывать,
как матери будут оценивать темперамент своих младенцев. 32-м матерям, принадлежавшим к среднему
классу, каждая из к-рых имела трехмесячного младенца, показывались короткие отрывки видеозаписи
неизвестного младенца (тоже трехмесячного возраста), плачущего или улыбающегося. Матери, к-рые
описывали своих младенцев как «трудных», менее чутко реагировали на младенца на этих
видеозаписях.
Из этого следует, что либо сама мать может научиться очень быстро (в данном случае в течение
трех месяцев) реагировать на «трудного» младенца иначе, чем на «легкого», либо характер самого
ребенка может отчасти формироваться под влиянием обращения с ним матери. По-видимому, эти
результаты не представляют достаточно данных в отношении обоих эффектов. При объяснении соц.
поведения ребенка следует учитывать не только взаимный характер О. «р. —р.»; в добавление к этому,
при оценке развития ребенка должна приниматься в расчет полная система всех взаимодействий членов
семьи.
Семья как система
Будучи соц. системой, семья может рассматриваться как констелляция подсистем, определяемых
в терминах поколения, пола и роли. Разделение труда между членами семьи определяет одни узлы,
привязанности определяют другие, и каждый член семьи яв-ся участником неск. подсистем, иногда
диадических, иногда полиадических.
Поскольку отцы начинают осознавать себя как играющих важную роль в социализации ребенка,
становится очевидным, что нам следует обратиться к изучению более широких, чем двусторонние, соц.
взаимодействий. Дети взаимодействуют с более чем одним родителем или или взрослым большую
часть своей жизни, однако мы крайне мало знаем о том, насколько родители служат источниками
поддержки друг другу, равно как и источниками неудовлетворенности.
Hosted by uCoz