Navigation bar
  Print document Start Previous page
 818 of 1766 
Next page End  

воспитания, и именно эти методы старшие дети, в свою очередь, демонстрируют при обращении с
младшими.
Описания статусов сиблингов
Еще Ф. Гальтон обнаружил, что непропорционально большое число видных британских ученых
были первенцами. Поначалу документально фиксировались только различия между первенцами и всеми
остальными детьми, однако позднее исследователи подчеркнули важность более тонкой
дифференциации, а именно деления на единственных, первых, средних и последних детей в семье.
Единственные дети — самые зависимые и наиболее ориентированные на достижения по сравнению с
детьми, занимающими все остальные позиции в порядке рождения. Родители часто предъявляют к ним
непомерные требования, а дети, в свою очередь, расценивают это как непонимание и несправедливое
обращение. Единственные дети часто ищут общества взрослых, имеют трудности в отношениях со
сверстниками и яв-ся менее зрелыми, отчасти потому, что они пропустили фазу интерактивного
научения, связанную с выполнением роли наставника по отношению к младшему сиблингу. Родители
тж склонны предъявлять повышенные требования к первенцам, поэтому последние аккумулируют и
генерируют более разнообразное поведение, чем др. дети. В тенденции, первенцы сильно
мотивированы, имеют высокие цели, твердо придерживаются правил и, по-видимому, больше других
нуждаются в соц. контактах и похвале. Однако они робки, чувствительны к боли и, кажется, менее
способны справляться с тревогой, чем тем, кто занимает др. позиции в порядке рождения. Первенцы
склонны к консерватизму и осторожности, во многом зависят от родителей и часто колеблются в
определении своих ролей. Хотя средние дети в семье могут чувствовать себя обделенными любовью и
справедливостью, они часто предпринимают попытки добиться успеха в тех областях, где они могут
превзойти своих соперников, меньше тревожатся и ведут себя более непринужденно и беспечно по
сравнению с теми, кто родился раньше или позже их. Кроме того, они более охотно берутся за новые
задачи, осваивают новые виды деятельности и контактируют с новыми людьми, напр. легко вступают в
разговор с незнакомцами. Они тж склонны поддерживать необычные идеи: одно исслед. показало, что
более 90% ученых, с самого начала поддержавших эволюционное учение Ч. Дарвина в XIX в., были
средними детьми. Последних детей («последыши») роднит с первенцами то, что они находятся в фокусе
родительского внимания и нередко избалованы. Впрочем, родившиеся в семье последними сохраняют
до нек-рой степени ребяческое отношение к жизни, многим из них, вероятно, так и не удается
почувствовать себя независимыми, а нек-рые перестают стремиться к достижениям или огорчаться из-
за их отсутствия. Они склонны к переживанию высокой тревоги и развитию личных проблем, к-рые
связаны с их постоянной потребностью договариваться, приспосабливаться и терпеть. К тому же у них
редко появляется возможность взять ответственность на себя.
Т. к. каждая из этих картин поведения и личности людей, различающихся порядком рождения,
может существенно меняться под воздействием мн. факторов — размера семьи, разницы в возрасте
сиблингов, родительских аттитюдов, экономического положения семьи и т. д., — мы должны
рассматривать их лишь как составные фотографии. Кроме того, они составлены преим. по данным
исслед. семей среднего класса, проводившихся методом поперечных срезов с использованием методики
ретросп. самоотчетов.
Отношения сиблингов на протяжении жизни
Исслед., посвященных О. с. во взрослости, среднем возрасте и старости, крайне мало. В общем,
братские/сестринские узы имеют тенденцию ослабляться с возрастом, но нередко они становятся
крепче в периоды семейного кризиса или когда состарившийся родитель становится центром общей
заботы.
См. также Порядок рождения и личность, Порядок рождения
Ф. Дойч
Отреагирование (abreaction)
В психоан. литературе термин «О.» впервые был использован Йозефом Брейером и Зигмундом
Фрейдом в их совместном труде «Исследования истерии». Согласно Кларе Томпсон, Фрейд «вызывал
О. с помощью свободных ассоциаций как способа отмены результатов процесса вытеснения». Теперь
признается, однако, что О. может происходить и в гипнозе — спонтанно, направленно или под
воздействием препаратов.
Благотворные последствия восстановления глубинных воспоминаний, вероятно, обусловлены
высвобождением удерживаемого за порогом сознания эмоционально заряженного содержания памяти,
Hosted by uCoz