Navigation bar
  Print document Start Previous page
 832 of 1766 
Next page End  

Один из наиболее важных аспектов этой процедуры связан с признанием того, что оценщик
сталкивается с проблемой соц. перцепции, к-рая требует восприятия, памяти и припоминания событий,
связанных с восприятием конкретного чел. — оцениваемого работника. С этой т. зр., необходимо
понять, как люди воспринимают др. и что они о них помнят; только после того как будет достигнуто
такое понимание, можно будет ответить на вопрос, как люди извлекают из памяти информ. об
окружающих и фиксируют ее на той или иной шкале. Этот новый подход может послужить толчком к
проведению исслед. всей процедуры оценки деятельности и, как следствие, повысить нашу способность
оценивать профессиональную деятельность.
Наконец, кроме учета особенностей оценщика, необходимо уделить дополнительное внимание
характеристикам обстановки,
в к-рой выполняется работа. Хотя для психологов, разраб. системы
оценивания, процедура оценки имеет первостепенное значение, для руководителя подразделения,
имеющего множество др. обязанностей, это только одна из задач, к-рая должна быть выполнена к
определенному сроку. Тем самым необходимо уделить больше внимания ситуативным условиям, в к-
рых производится оценка, с тем чтобы можно было создать условия, повышающие вероятность точной
оценки. В последнее время стараются все больше учитывать ограничения, накладываемые ситуацией, и
преодолевать их при разраб. систем О. п.
См. также Профессиографический анализ, Оценка труда работника для установления
заработной платы, Отбор персонала
Д. Р. Илген
Оценка потребностей (needs assessment)
О. п. — инструмент прикладных исследований, использующийся в качестве вспомогательного
средства в планировании соц. услуг. Ее возникновение относится к примерно 1975 г., периоду,
связанному с появлением целого ряда новых, связанных между собой, направлений в области прикл.
исслед., в т. ч. оценки программ, общественной психологии, соц. эпидемиологии и соц. индикаторов.
Этот период также характеризовался заметным сдвигом в сторону появления более чувствительных и
продуманных подходов к реализации соц. услуг в об-ве — часто реализуемых во исполнение
соответствующих законодательных постановлений. Наконец, возросло общественное осознание многих
соц. и психол. проблем, сформировавшее ожидания, что для их решения будут предприняты
соответствующие шаги.
Существует несколько препятствий в планировании и обеспечении услуг, более чувствительном
к нуждам общества. Как отмечают Уоргейт с коллегами, к ним относятся инерция или активное
сопротивление со стороны части об-ва или поставщиков услуг, большое разнообразие общественных
проблем, споры вокруг того, какие проблемы яв-ся наиболее неотложными, и динамический характер
изменений в об-ве. С целью преодоления таких препятствий, оценка потребностей привлекает
эмпирические методы к измерению общественных проблем, существующих услуг, характера их
использования и потенциальных услуг. Такие данные позволяют отличать серьезные проблемы от
мнимых, идентифицировать пробелы в услугах и обнаруживать препятствия на пути их использования.
Общая цель О. п., т. о., заключается в привлечении эмпирических данных о потребностях для оказания
помощи в принятии решений о том, где, когда и какого рода услуги надлежит предоставлять тем или
иным группам клиентов.
Определение потребности. В основе О. п. лежит имплицитное допущение о существовании
проблемы, имеющей решение; фактически, Мак-Киллип определяет потребность как «субъективную
оценку того, что некоторая группа имеет проблему, которая может быть решена». Кроме того, ни один
из компонентов проблемы не яв-ся непосредственным. Осознание проблемы обычно зависит от
воспринимаемого различия между текущей ситуацией и некоторым ожиданием. Ожидания могут
вытекать из стандартов, устанавливаемых экспертами (напр., официальные нормы), представлений
целевой популяции (напр., взгляды жителей на преступность), активного использования существующей
услуги (напр., списки очередников), или результатов сравнения (напр., высокие показатели
употребления наркотиков у подростков). Брэдшоу определяет их соответственно как нормативные,
испытываемые, проявляемые и сравнительные потребности. Проблемы могут быть серьезными, но
неразрешимыми, или умеренными, но легко разрешимыми; как замечает Мак-Киллип, идентификация
решений — слишком часто игнорирующаяся в процессе О. п. — включает оценку их затрат,
действенности и осуществимости. Короче говоря, эмпирические данные по потребностям могут
облегчить процесс принятия решений, но в конечном
итоге этот процесс связан с использованием
Hosted by uCoz