Navigation bar
  Print document Start Previous page
 844 of 1766 
Next page End  

Память (memory)
П. обычно понимается как дар или способность, благодаря к-рой можно вызвать, обдумать либо
описать предыдущий опыт в настоящее время. Чем бы П. ни была, она не похожа на магнитофон,
записывающий знаки, звуки, переживания и т. п., к-рые мы могли бы воспроизвести при подходящих
обстоятельствах. Нек-рые авторы, занимавшиеся данной тематикой, предполагают что-то близкое к
этому. У. Пенфилд привел детальные воспоминания о прошлом опыте людей, мозг к-рых он раздражал
электрическим зондом в то время, пока они находились на операционном столе. Поскольку не было
предпринято попытки проверить достоверность воспоминаний, данные сообщения приняли с
определенными оговорками. Даже если допустить, что сообщения были точными, они не могут
доказать, что все ранее испытанное «хранилось» в головном мозге.
П. тж представляют себе как нечто, «тренируемое» или усиливаемое практикой. Нет оснований,
как кажется, полагать, что кто-то может улучшить свою память многократно повторяемым
запоминанием, хотя можно научиться более эффективным методам заучивания. Могут оказать помощь
мнемонические приемы. Люди, к-рым не удается запомнить определенные вещи, могут жаловаться на
«плохую память», однако, возможно, что они просто что-то плохо освоили и теперь им не следует
ожидать, что они вспомнят это.
Легче иметь дело с научением и забыванием, не прибегая к понятию П., т. к. мы действительно
учим и забываем, а вот обладаем ли мы П. и используем ли ее — может быть сомнительным вопросом с
научной т. зр. Никто не может изучать память, поскольку ее невозможно увидеть или манипулировать
ею.
Иногда забывание происходит мгновенно, без прошествия какого-то времени, напр., когда удар
по голове приводит в состояние оглушения или потери сознания. Подобная амнезия может быть
постоянной или временной. Иногда дети демонстрируют удивительную способность к удержанию в П.
событий или ситуаций. Такие детальные воспоминания особенно изумляют взрослых, поскольку по
мере старения мы, похоже, теряем способность вспоминать мн. события и виды информ. Для пожилых
людей иногда представляется невозможным вспомнить недавние события, в то время как они, якобы,
прекрасно помнят детский опыт. Следует заметить, что воспоминания о детском опыте могут быть
усилены частыми повторениями и пересказами, или могут даже быть весьма искажены и звучать
приемлемо только вследствие конфабуляции и сведений, полученных извне.
Неудачи в сохранении в П. недавних событий могут быть обусловлены недостатком интересов и
неспособностью обучаться или наблюдать. В лабораторных исслед., когда пожилые люди были
мотивированы к обучению по тем же критериям, что и молодежь, они часто запоминали так же хорошо,
как и молодые учащиеся.
Виды памяти
Ссылка на П. о текущих событиях наводит на мысль о том, что П. можно классифицировать в
соответствии с тем, как давно что-либо произошло. Кратковременную П. лучше рассматривать как
результат первой попытки обучения. Чем чаще что-либо повторяется, тем больше из этого будет
запомнено. Исследователи кратковременной П. обычно называют запомненное по прошествии 30 с
функцией долговременной памяти, но т. к. она яв-ся единственным видом сохранения, к-рый касается
большинства людей, долговременная П. становится чрезмерно общим понятием для того, чтобы иметь
к.-л. описательную ценность.
Э. Тулвинг описал то, что он называет «эпизодической» и «семантической» видами П.
Эпизодическая П. — это сохранение специфических событий или деталей, наподобие имен людей.
Семантическая П. относится к общим знаниям — напр. способности говорить на родном языке или
умножать. Напр., мы можем забыть, когда и где мы научились умножению, но мы помним, как это
делается.
Методики оценки памяти
В лабораториях сохранение материала в П. обычно измеряется одним из трех способов: методом
воспроизведения, методом узнавания и методом доучивания.
Метод воспроизведения. В исслед. П. методом воспроизведения испытуемых просят сообщить
о том, что они увидели или услышали либо после каждого предъявления стимульного материала, либо
после неск. предъявлений. Их могут попросить сообщать об этом дословно (последовательно) либо
«свободно» — т. е., сообщить все, что они помнят в любом порядке (свободное воспроизведение).
Иногда первое воспроизведение не настолько полное, как последующая попытка. В таких случаях
употребляют термин «реминисценция» для того, чтобы описать дополнительное вспоминание. Если
Hosted by uCoz