Navigation bar
  Print document Start Previous page
 845 of 1766 
Next page End  

человек не способен вспомнить весь материал самостоятельно, ему часто помогают или дают подсказки
в виде ассоциативных стимулов; такая операция называется «воспроизведение с подсказкой».
Метод узнавания. Более прямым методом подсказывания яв-ся предъявление испытуемому
исходного стимульного материала, включенного в набор, содержащий ранее не предъявлявшийся
материал. Если в качестве исходного стимульного материала использовался список из 20 слов,
испытуемого могут попросить отыскать эти 20 слов в новом списке из 40 слов. Обычно
обнаруживается, что при одинаковых условиях отвлечения внимания испытуемые могут узнать гораздо
больше, чем воспроизвести.
Метод доучивания. В исслед. научения точно установлено, что выученный однажды и забытый
сейчас материал можно доучить за нек-рую долю времени от затраченного на первоначальное
заучивание. Различие во времени, затраченном на первичное заучивание и доучивание, назв.
«показателем сбережения», первонач. было описано первым психологом, изучавшим научение
экспериментально — Германом Эббингаузом. Открытию явления сбережения уже 100 лет, и оно по-
прежнему не опровергнуто. Тот факт, что сбережение существует почти во всех ситуациях, привел к
обобщению, что выученное никогда не забывается — по крайней мере, не забывается полностью.
Теории памяти
К известным совр. теориям П. или забывания относятся а) теория неиспользования или распада и
б) теория интерференции. Теории не яв-ся взаимоисключающими и основаны на ходе времени.
Теория неиспользования. Теорию неиспользования неспециалисты обычно воспринимают как
интуитивно верную. Со временем материальные объекты могут ржаветь, становиться менее прочными
или вообще исчезать. Возможно, то же самое происходит с П., поскольку все замечают, что события
далекого прошлого со временем начинают становиться смутными и бледными, и мы все меньше и
меньше помним о них. Теория неиспользования, подобно своей конкурентке, страдает от недостатка
физиолог. поддержки, и обычно ее оспаривают на том основании, что время само по себе ничего не
делает. Важно то, что происходит с ходом времени. Такой логический аргумент оказывает поддержку
теории интерференции.
Теория интерференции. Теория интерференции предполагает, что если что-либо выучено в той
или иной степени, то это можно припомнить в той же степени, если только в процесс не вмешивается
нечто выученное ранее или позже.
Ретроактивное торможение. В исслед. ретроактивного торможения группа испытуемых сперва
заучивает нек-рый материал, материал А. Затем они заучивают др. список, материал Б. Впоследствии
проверяют их способность воспроизвести материал А, и систематически обнаруживается, что если
материал Б в определенной степени похож на материал А, то сохранение в П. снизится по сравнению с
контрольной группой, к-рая заучивала только материал А и проверялась через тот же интервал времени.
Проактивное торможение. Если материал Б сходен с материалом А, то заучившие материал А
будут испытывать больше трудностей в заучивании Б, чем контрольная группа, к-рая не заучивала А.
Это наз. проактивным торможением. Во мн. случаях прошлый опыт помогает нам выучить повое
(возможно, за счет сохранения старого), а многое из вновь изучаемого столь несхоже со старым опытом,
что никакой интерференции не происходит.
Ретроактивное и проактивное торможение применимы к ситуациям, в к-рых два набора
материала или навыков обладают потенциалом для интерференции; такой потенциал обычно свойствен
сходству двух привычных образов действия или материалов. Иногда кажется, что чем больше мы учим
или знаем, тем больше забываем. Наш прошлый опыт является аккумулирующим, и большая его часть
может содержать сходные элементы относительно материала или операций нового обучения. Поэтому
проактивное торможение более вероятно является источником интерференции, чем ретроактивное
торможение. Это и обнаружено в исследованиях.
Резюме
П. можно лучше всего понять как изменение способности индивидуума реагировать
определенным способом на нек-рый стимул или сигнал. Когда мы действительно что-то не знаем, это
происходит потому, что наша НС не способна переработать входной сигнал в специфический выходной
сигнал. Когда мы что-то выучили, к чему бы это ни относилось, мы изменились т. о., что теперь выдаем
подходящие ответы. В ходе иных изменений мы можем стать неспособными реагировать желательным
способом: и в этом случае мы изменились так, что стимулы не обрабатываются, как они обрабатывались
ранее. Если нек-рые реакции или навыки применялись очень долгое время, мы становимся достаточно
стойкими к изменениям. Даже страдающий амнезией человек, забывший свое имя и адрес, вспомнит как
сказать на родном языке о том, что он не может вспомнить.
Hosted by uCoz