Navigation bar
  Print document Start Previous page
 857 of 1766 
Next page End  

своего рода непроизвольное или расслабленное внимание.
Отсутствие пси-феноменов и дифференциальный эффект
Отсутствие пси-феномена — это его неверное направление, приводящее к существенному
отклонению от мишени, в к-рую испытуемый сознательно стремится попасть. Райн считает, что
возможным объяснением отсутствия пси-феномена является «неосознаваемая отрицательная мотивация
и, тж неосознаваемые, систематические когнитивные ошибки». Наблюдения показывают, что
испытуемые с негативной установкой по отношению к пси-феноменам достоверно чаще
«промахиваются» мимо мишени. С отсутствием пси-феноменов положительно коррелируют тж
ситуации, вызывающие фрустрацию, скуку и активирующие интрапсихические конфликты у
испытуемых. Эти данные подтверждают гипотезу о негативной мотивации. Однако, ситуации, когда
испытуемый постоянно попадает мимо мишени или путает один стимульный символ с другим, лучше
объясняются гипотезой о систематической когнитивной ошибке.
Одним из часто встречаемых пси-эффектов является тенденция к дифференцированному
результату при проведении теста в двух контрастирующих ситуациях, напр., с двумя разными типами
стимульного материала или модусами ожидаемой реакции. Рао назвал это «дифференциальным
эффектом».
Отсутствие пси-феномена вообще и дифференциальный эффект в частности указывают на
двунаправленную природу пси-феноменов. Именно эта двунаправленность делает их неуловимыми и
невоспроизводимыми.
По той же самой причине любая надежда на достижение предсказуемости должна неразрывно
связываться с пониманием механизмом, участвующих в самозашумлении пси-процесса.
Теории пси-феноменов
Часто приходится слышать, что П. не имеет своей собственной парадигмы и что ее данные
конфликтуют прежде всего с тем, что Кун называет «нормальной наукой». Это, однако, не означает, что
в этой области отсутствуют теории.
До настоящего времени парапсихологические теории в основном пытались объяснить, как пси-
процесс может функционировать относительно независимо от ограничений, накладываемых
пространством и временем. Эти теории представляют собой виталистическую модель. Нек-рые
теоретики выражали надежду на то, что использование принципов естественных наук окажется
достаточным для объяснения природы пси-процесса. Третья, акаузальная модель, принципиально
отказывается от понятия взаимодействия испытуемого и мишени. Наиболее известной теорией из этой
группы является концепция Юнга о синхронистичности, постулирующая некаузальное связывание двух
событий значащим (можно даже сказать — многозначительным) образом.
В последние годы две теорет. концепции, получившие известность, привели к весьма важным
эмпирическим исслед. Стэнфорд предложил «модель соответствия поведения» («conformance behavior
model»). Согласно этой модели, НС или мозг является сложным генератором случайных событий (ГСС).
Участник эксперимента на ЭСВ (или экспериментатор), в силу наличия желания или необходимости
добиться успешного результата, является «предрасполагающей системой». Предрасполагающая система
при благоприятных обстоятельствах оказывается условно связанной с ЭСВ таким образом, что выход
информации одного участника начинает соответствовать предрасположенности другого. Когда
проявляется такое соответствие поведения, ЭСВ начинает существовать. Стэнфорд считает, что его
теория превосходит уровень простого описания и имеет предпосылки для экспериментальной
верификации.
Обсервационные теории пси-процессов используют в качестве аппарата квантовую физику;
наиболее известна здесь модель Уолкера. Теория Уолкера, являющаяся расширением его теории
сознания, осн. на понятии скрытых переменных в квантовой механике. Постулируется, что скрытые
переменные примиряют требования детерминистических и стохастических концепций разложения
вектора состояния. Предполагается, что эти скрытые переменные в принципе недоступны измерению
физ. методами и функционируют независимо от ограничений пространства и времени.
Критика
Хотя главной проблемой парапсихологов является трудность нахождения своей теорет.
парадигмы, их критики таких затруднений не испытывают и с легкостью находят для каждого случая
свои гипотезы для объяснения эфемерности существования «мнимых» пси-феноменов. Если мир есть
то, что мы о нем думаем, то парапсихологические события не должны происходить. Поэтому в основе
любого заявления о существовании пси-феномена при тщательном изучении должны обнаружиться
ошибка или обман.
Hosted by uCoz