Navigation bar
  Print document Start Previous page
 86 of 1766 
Next page End  

информ., прямо указывающую расстояние до объекта, так и информ. о его размере, и потому
наблюдателю нет никакой нужды пользоваться информ. об удаленности от него объекта при
восприятии размера последнего.
Пока что мы не знаем, так ли широко на самом деле используется та самая информ., о которой
говорит эта «прямая теория восприятия», и используется ли она вообще, однако мы твердо знаем, что
существование перцептивных группировок можно продемонстрировать даже тогда, когда невозможно
отнести эту связность на счет информации, содержащейся в «объемлющем оптическом строе», и что
можно доказать эффективность признаков глубины.
Можно возразить (вслед за Дж. Дж. Гибсоном), что Б. у. будут проявляться только тогда, когда
по к.-л. причине стимульная информ. яв-ся неадекватной, но и одного этого достаточно, чтобы они в
любом случае оставались в поле зрения теоретиков. Поскольку в качестве объяснения Б. у. охватывают
большое число разнообразных феноменов, многие психологи принимают ту или иную версию этой
идеи. Однако если даже согласиться с метафорой Гельмгольца, природа процессов Б. у. и его
предпосылок все равно остается неизвестной. Природу ментальной структуры, играющей главную роль
в концепции Б. у., да и в любой общей теории восприятия, еще предстоит понять. А пока мы имеем дело
всего лишь с примером убеждающей коммуникации, а не с предсказывающей или допускающей
проверку теорией.
См. также Константность, Восприятие (перцепция)
Дж. Хохберг
Библиотерапия (bibliotherapy)
Термин Б. является производным от двух греческих слов — biblion (книга) и therapeia (лечение)
— и используется для обозначения формы поддерживающей психотер. В настоящее время под Б.
понимается применение всех литературных жанров в терапевтическом процессе, включая
опубликованный, неопубликованный и аудиовизуальный материал.
Б. иногда проводится в индивидуальном порядке. Однако обычно она практикуется в групповой
форме в больницах, воспитательных, геронтологических, психол. и коррекционных центрах.
Материалы Б. могут быть мощным и динамичным средством пробуждения неизведанных ранее
чувств и прояснения неразрешенных конфликтов. Выбор материала для чтения зависит от целей —
информирование или удовлетворение эмоциональных потребностей — и особенно эффективен, когда
согласуется с уровнем чувствования и понимания конкретного человека.
Сфера применения Б. расширяется, и, благодаря своему обращению к нормам, этике и тренингу,
Б. получает все большее признание как терапевтическое средство.
См. также Терапия поэзией, Литература и психология
А. Лернер
Билингвизм (bilingualism)
Б. (двуязычие) предполагает, что индивидуум одинаково хорошо владеет двумя языками и может
с равным успехом пользоваться ими в разных ситуациях. Помимо владения двумя языками, билингвы
характеризуются способностью не смешивать две языковые системы, что позволяет им легко
переключаться с одной на другую.
Это определение относится к идеальному, или совершенному, двуязычию. В реальной жизни
чаще встречаются люди, к-рые в той или иной степени приближаются к подлинному Б. Любое исслед.
такого явления, как двуязычие, должно начинаться с оценки степени Б. изучаемых лиц, т. е.
определения уровня владения каждым языком и того, как и в каких ситуациях эти языки используются
данным человеком. С этой целью используются языковые тесты, специально разработанные для
учебных экзаменов и клинических обследований, а тж специальные опросники. Владение испытуемыми
языком (языками) тж может измеряться при помощи лабораторных методов.
Старейшие и, в известной степени, наиболее интересные исслед., посвященные Б., касаются
детей, с момента рождения находившихся в двуязычной среде и одновременно начавших разговаривать
сразу на двух языках. Дети-билингвы довольно рано усваивают оба языка, хотя, как правило, родным
считают только один из них.
На протяжении мн. лет исслед. Б. искали ответ на вопрос о том, способствует ли Б.
интеллектуальному развитию или, наоборот, вредит ему. Исследование Сэйерсом детей Уэльса вроде
Hosted by uCoz