Navigation bar
  Print document Start Previous page
 867 of 1766 
Next page End  

церебрального артериосклероза.
Вторая стратегия заключается в снижении стресса. Здесь взаимосвязи становятся более
сложными. Стресс проявляется по-разному. Снижение стресса предполагает изменения в физ. и соц.
среде. Средовые стрессовые ситуации включают большой комплекс взаимосвязанных переменных.
Некоторые формы соц. стресса яв-ся продуктом глубоко укоренившихся культурных ценностей и
образа жизни, которые нелегко изменить. Стресс может быть результатом низкой самооценки,
становясь своего рода самоисполняемым пророчеством. Женщины и представители этнических
меньшинств, к-рые с раннего детства знают о том, что их пол или раса считаются второсортными,
вырастают со сниженной самооценкой, к-рую чрезвычайно трудно изменить. Профилактические усилия
принимают форму просвещения населения, изменений в работе средств массовой информ. и
преобразований в господствующей системе ценностей. Эти усилия встречают ожесточенное
сопротивление власть имущих, извлекающих реальную выгоду от подвергаемых критике ценностей.
Важной областью научных исслед. в последние годы стало изучение связей между стрессовыми
событиями повседневной жизни и началом как соматических, так и психич. заболеваний. Установлены
корреляции между интенсивностью жизненных стрессов и вероятностью последующего появления
определенных заболеваний. Обнаружены статистически значимые связи между жизненными стрессами
и такими последствиями, как туберкулез, сердечно-сосудистые заболевания, несчастные случаи,
лейкемия и диабет. Высокий уровень стресса обусловливает последующее возникновение психич. и
эмоциональных расстройств. Надежная соц. поддержка снижает риск подвергания действию стресса.
Модель, заданная в формуле, имеет очевидные преимущества. Часто вмешательства приводят к
изменениям во многих областях. Напр., регулярные занятия спортом приводят к улучшению
координации моторики, физ. здоровья, состояния мускулатуры, кровообращения и физ. самочувствия. В
то же время, человек может испытывать снижение стресса по мере расходования энергии на физ.
деятельность; улучшение физ. навыков в ходе спортивных тренировок может повысить уверенность в
себе и самооценку. Таким образом, улучшение наблюдается на всех уровнях.
Наконец, профилактические мероприятия требуют политической активности, направленной на
изменения в об-ве. В этом аспекте борьба за перераспределение сил как стратегия профилактики
психопатологии лишь только началась.
См. также Службы системы здравоохранения, Службы «горячих линий», Гуманитарная модель
здравоохранения, Психотерапия, Группы самопомощи
Дж. У. Элби
Первичная терапия (primal therapy)
В 1970 г. А. Янов опубликовал свою книгу The primal scream («Первичный вопль»). Хотя между
теми, кто называет себя практиками П. т., произошел раскол, все они сходятся в том, что самые ранние
травмы и неудовлетворенные потребности яв-ся причиной неврозов и психозов в последующей жизни.
Эти травмы и неудовлетворенные потребности препятствуют нормальному прохождению стадий
возрастного развития, к-рому подвержен каждым индивидуум, и в этом случае у чел. нарушается
нормальный доступ в своим чувствам.
Процедуры П. т. могут варьироваться терапевтом в той или иной степени, но обычно полный
курс длится несколько недель, в течение к-рых сеансы длительностью до 3 часов проводятся ежедневно.
После этого интенсивного периода клиенты встречаются
с терапевтом еженедельно для
индивидуальной или групповой терапии в течение последующих 8—12 месяцев.
В ходе сеансов терапии клиенты вспоминают травмирующие события раннего детства и терапевт
побуждает их заново «физически» пережить ранние обиды и раны. Конфронтация с чувствами часто
приводит к мышечному напряжению и судорожным движениям.
См. также Новаторские психотерапии, Психотерапия
В. Рейми
Первичные умственные способности (primary mental abilities)
Одним из самых ранних достижений новой науки психологии яв-сь объективное измерение
умственных способностей. Благодаря внедрению в психологию нового метода факторного анализа, Ч.
Спирмен доказал, что интеллект можно охарактеризовать как композицию генерального фактора (g)
общего для любой разумной активности, и специфических факторов (S),
уникальных для задач,
Hosted by uCoz