Navigation bar
  Print document Start Previous page
 871 of 1766 
Next page End  

Керлингер определяет П. как «символ, которому приписываются цифры или числовые
значения». Это родовое определение, относящееся, в том числе, и к психол. П. в исслед., указывает на
мат. основу. Иначе говоря, любая П., х или у, подразумевает использование одной из четырех основных
измерительных шкал: шкалы наименований, порядковой шкалы, интервальной шкалы или шкалы
отношений. Количество, природа и тип П., к-рые может выбрать исследователь, варьируют в широких
пределах. Их относительные вклады в научные исслед. не определены, но связаны преимущественно с
эксперим. планами, привлекаемыми для проведения исслед. Поэтому трудно, если не невозможно,
упорядочить исследовательские П., обсуждаемые в этом разделе, в соответствии с их важностью или
частотой использования, либо по любому другому категориальному признаку. Последующее
обсуждение П. надлежит рассматривать в этом контексте.
Переменные, используемые в исследованиях. Прежде всего, П. группируются в 2 широкие
категории: (предположительно) непрерывные и (предположительно) дискретные. Непрерывные П.
можно измерять на континууме с нанесенными делениями (напр., от низких к высоким значениям). Эти
П. относятся к тем, к-рые обычно измеряются с помощью интервальных шкал или шкал отношений.
Примерами таких П. в психол. исследованиях могут служить показатели по стандартизованным тестам,
средние баллы успеваемости, и кожно-гальваническая реакция. Дискретные П. являются
категориальными по своей природе, упорядоченными или неупорядоченными, и измеряются с
помощью шкал наименований. В отличие от непрерывных П., в измерении к-рых используется их
величина, дискретные П. оцениваются просто в терминах или/или. Примерами могут служить пол, раса,
этническое происхождение и религиозная принадлежность. Следует особо отметить, что дискретные П.
могут классифицироваться на истинные дихотомии (напр., мужской/женский пол), истинные
политомии (напр., цвет глаз: карие, голубые и серые), произвольные дихотомии (напр., прошел/не
прошел тест) и произвольные политомии (напр., да—нет—не знаю). Непрерывные П. называют
количественными, а дискретные — качественными П.
Др. важная классиф. связана с различением зависимых и независимых П. Предполагается, что
независимая П. в научном исслед. яв-ся причиной зависимой П. Как и все П. в целом, они имеют под
собой мат. основу. В уравнении у = f(x) зависимая П. у яв-ся функцией независимой П. х. Это означает,
что исход (у) зависит от манипулирования П. х. В этом контексте можно догадаться о том, что в исслед.
есть и др. П.: те, к-рыми можно манипулировать в ходе эксперимента (регулируемые П.), и те, к-рыми
невозможно манипулировать (нерегулируемые П.). Регулируемые П. характерны для планов
подлинного эксперимента. Нерегулируемые П. обычно используются в псевдоэкспериментальных
планах или корреляционных исслед., в к-рых внимание фокусируется просто на выявлении связи,
существующей между независимой и зависимой П. Керлингер называет такие П. соответственно
активными и атрибутивными. Оба типа П. выполняют важную и необходимую роль в плане исслед.,
состоящую в том, что вместе они помогают контролировать нежелательную систематическую
изменчивость среды и минимизировать дисперсию ошибки в эксперименте. Этот факт поднимает
вопрос об выведении устойчивых ошибочных заключений из некорректно поставленных
экспериментов. Классическим примером здесь являются знаменитые (или печально знаменитые, в
зависимости от того, по какую сторону баррикад находится критик) хоторнские эксперименты. Так
называемый хоторнский эффект — непредвиденное влияние нерегулируемых П. на регулируемые — с
1932 г. признавался исследователями как эффект, основанный на корректных интерпретациях. Однако
многие из них в то время не догадывались, какие серьезные вопросы начнут возникать в 1940-х. гг. по
поводу некорректных планов экспериментов с П., называемыми
Керлингером активными и
атрибутивными, которые по-видимому способствовали ошибочным выводам. Гиллеспи написал
подробную историю хоторнских экспериментов, к-рая должна служить прояснением вопросов,
связанных с корректным использованием П. в исслед.
Промежуточные. В психологии, и даже вне ее, хорошо известно, что чисто психол. свойства
оказываются практически недоступными для челов. органов чувств; они яв-ся лишь логически
выводимыми понятиями или конструктами. Как таковые, они не могут непосредственно наблюдаться и
измеряться; их скрытые проявления в поведении могут лишь выводиться из измерений наблюдаемых П.
Такие свойства-конструкты как ассертивность, социабельность и лабильность, являются сравнительно
неопределенными понятиями, поскольку они не поддаются четкому описанию через поведение. Однако
связанные с ними наблюдаемые П. играют важную роль в психол. исслед. Эти П. называют
промежуточными П. вслед за Толменом, к-рый первым ввел в обращение этот термин. Выводы,
касающиеся присутствия и/или величины промежуточных П., осуществляются на основе интерпретации
таких мер, как показатели психол. тестов и данные протоколов, предназначенные для оценки этих
Hosted by uCoz