Navigation bar
  Print document Start Previous page
 872 of 1766 
Next page End  

конструктов.
Специфические типы. Как уже отмечалось, в планы исслед. может включаться широкое
разнообразие П. В дополнение к ранее рассмотренным общим типам П., существует множество
специфических П., связанных с конкретными планами экспериментов. Наиболее известными из них яв-
ся следующие.
-
Прогнозирующие (переменные-предикторы)
(predictor variables). Обычно это непрерывные П.,
использующиеся в качестве независимых П. в уравнениях регрессии в различных видах
корреляционного анализа. Наиболее распространенными статистическими методами, включающими
такие П., яв-ся множественный регрессионный, канонический и дискриминантный анализ.
-
Прогнозируемые (predicted variables). Это непрерывные или дискретные П., в зависимости от
используемого статистического метода, к-рый репрезентирует зависимую П. в уравнении(ях) прогноза.
Их часто также называют критериальными П. (criterion variables).
- Фиктивные (dummy variables). Иногда исследователь может по своему желанию или по
необходимости, имея на то веские причины, преобразовать независимую или зависимую непрерывную
П. в дискретную. Иногда случается, что исследователю может понадобиться включить некую, на самом
деле дискретную, П. в множество непрерывных П. в уравнении прогноза. Наиболее типичным
примером яв-ся включение в регрессионное уравнение пола в качестве переменной-предиктора. Иногда
бывает и так, что зависимая П. в уравнении преобразуется из измеряемой по интервальной шкале, с к-
рой обычно связано большинство психол. измерений, в измеряемую по номинальной шкале. Наиболее
распространенным примером такой процедуры яв-ся замена исходного непрерывного измерения на
«прошел/не прошел испытание» или на «удовлетворительно/приемлемо/неудовлетворительно». Такие
П. называются фиктивными П. Исследователи, к-рые используют их в своих экспериментах, не должны
забывать об истинном характере таких П. и учитывать его при интерпретации своих результатов.
-
До-после (before-after variables). Это независимые П. в эксперим. плане, в к-ром зависимая П.
измеряется перед тем и после того, как происходит определенное поведение или действие, измеряемое
независимой П.
-
Межсубъектные (between-subjects variables). Эти П. встречаются гл. обр. в планах
дисперсионного анализа (ANOVA). Это независимые П., воздействию к-рых подвергаются разные
испытуемые на разных уровнях.
-
Внутрисубъектные (within-subjects variables). Эти независимые П. также преимущественно
используются в планах
ANOVA, в к-рых одни и те же испытуемые подвергаются экспериментальному
воздействию на всех уровнях и каждого испытуемого неоднократно оценивают по зависимой П.
См. также Корреляционные методы, Экспериментальные планы, Экспериментальные методы,
Факторные планы, Хоторнский эффект, Методология (научных) исследований, Статистический
вывод
П. Ф. Меренда
Перенос в обучении (transfer of training)
П. выражается во влиянии некоторого аспекта предыдущего опыта на последующую
деятельность. Когда такое влияние происходит, оно может состоять либо из положительного переноса,
к-рый повышает способность к деятельности, либо из отрицательного переноса, к-рый препятствует
деятельности.
Классический эксперим. план для проверки П. представляет собой процедуру для определения
того, будет ли последующая деятельность — и если будет, то каким образом, — испытывать влияние со
стороны предыдущей деятельности. Испытуемых из эксперим. группы обучают выполнять некую
предваряющую деятельность (а), тогда как испытуемые из контрольной группы такого обучения не
проходят. На последующей тестовой фазе измеряется уровень выполнения на другой задаче (В), по к-
рому затем сравниваются эксперим. и контрольная группы. Были предложены разнообразные
дополнительные способы оценки переноса, позволяющие определять степень происходящего П.
Наиболее часто П. наблюдается в моторном и вербальном научении; напр., определенный
положительный П. может ожидаться при попытках научиться играть в теннис после овладения игрой в
ракетбол (racketball). Отрицательный моторный П. часто дает о себе знать при попытке дать задний ход
машиной с прицеленным трейлером. Вербальное научение привлекало к себе больше внимания и
исслед. в этой области указывают на то, что перенос включает как специфические, так и
неспецифические компоненты.
Hosted by uCoz