Navigation bar
  Print document Start Previous page
 878 of 1766 
Next page End  

Перцептивные искажения (perceptual distortions)
Есть три вида искажений восприятия: 1) искажения, источник к-рых заключен в субъекте
восприятия; 2) искажения, обусловленные проводящей средой между субъектом восприятия и
стимульным объектом; 3) искажения, к-рые можно отнести на счет свойств объекта восприятия.
П. и., источник к-рых заключен в самом субъекте восприятия, могут возникать под влиянием
характерных особенностей индивидуума, напр., душевного расстройства или факторов личности, либо
под влиянием временных индуцированных состояний, вызываемых, напр., наркотическими
препаратами.
Большинство искажений звука обусловлено проводящей средой. Голоса работающих на больших
глубинах водолазов, к-рые дышат гелием или азотом, могут звучать как у героя известного
мультсериала «Donald Duck»: их речь трудно разобрать из-за пискливого, скрипучего голоса. Эффект
Доплера — искажение, с к-рым, по-видимому, встречался каждый. Когда нас обгоняет гудящий поезд
или над нами низко пролетает самолет, мы слышим изменение тона звука, к-рый затем резко
обрывается. Звучание эха различается в зависимости от угла отражения звуковых волн от объектов,
окружающих источник звука. Обманы слуха на открытом пространстве могут выражаться в виде
восприятия звуков из неск. источников, расположенных в разных направлениях.
П. и., вызываемые свойствами самого объекта восприятия, включают в себя широко известные
зрительные иллюзии, когда воспринимаемые размеры или длина предметов отличаются от истинных.
Не менее важны слуховые, осязательные и вкусовые иллюзии.
М. Г. Пиренн продемонстрировал искажения зрительного восприятия, вызываемые
фотографированием объектов с фиксированной точки. Цилиндрические колонны в этом случае могут
выглядеть эллиптическими, приобретая яйцеподобную форму.
См. также Иллюзии, Восприятие (перцепция)
Р. Д. Уолк
Перцептивные способности младенцев (infant perceptual abilities)
Общая характеристика восприятия младенца
В своих Principles of psychology («Принципы психологии») У. Джеймс так охарактеризовал
перцептивный мир младенца: «Малыш, атакуемый раздражениями, которые одновременно идут от глаз,
ушей, носа, кожи и внутренних органов, воспринимает все это как беспорядочную смесь мельканий и
шумов». Эта т. зр. на младенческое восприятие как спутанное и недифференцированное оказалась
весьма устойчивой. В 1960-х гг. отдельные ученые все еще придерживались мнения, что
новорожденный не способен сосредоточивать взгляд или реагировать на звуки. Однако с изобретением
ряда оригинальных методик для изучения перцептивного мира младенца традиционные представления
о перцептивных умениях маленьких детей начали кардинально меняться. Целевой установкой этих
методик было использование существующих видов поведения младенца для выявления тех
раздражителей, на которые младенец обращает внимание.
Зрительные умения младенца
Многочисленные исслед. показали, что младенец обладает поразительными зрительными
умениями. К числу наиболее важных работ в этой области относятся исследования восприятия
младенцами глубины и паттернов.
Восприятие глубины. Хотя еще Дж. Беркли высказывал предположение, что восприятие
глубины и удаленности не яв-ся врожденным, а приобретается с опытом, этот вопрос оставался филос.
до тех пор, пока не были разработаны методики исслед., позволявшие систематически изучать его в
экспериментах с младенцами.
Одной из самых ценных методик для исслед. зрительных умений младенца стала методика
«визуального обрыва», предназначенная для изучения восприятия глубины путем создания
контрастирующих поверхностей, вызывающих эффекты малой и большой глубины. Вся поверхность
эксперим. установки — прочное прозрачное стекло, горизонтально закрепленное на определенной
высоте над полом, — была твердой на ощупь, и настланный на одном ее конце (вровень со стеклом)
узорчатый материал
также имел вид продолжающейся твердой поверхности. Однако на др. ее конце
этот узорчатый материал свисал от уровня стекла под прямым углом вниз и покрывал собой пол. При
взгляде через прозрачное стекло находящийся на полу материал создавал зрительное впечатление
Hosted by uCoz